Владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико продает свой пенсионный фонд. Покупатель – бизнесмен и меценат Борис Минц, сумма сделки оценивается в миллиард рублей. Но спасут ли эти деньги Тарико, чей банк находится в непростом положении?
Горе банкиру
Как выяснили СМИ, Рустам Тарико все-таки продал свой НПФ «Русский стандарт». Слухи об этом ходили еще весной, а среди претендентов называли Микаила Шишханова и Бориса Минца. Последнему в итоге и переходит этот актив. Тарико сейчас очень нуждается в деньгах, впрочем, ему к этому состоянию не привыкать: банк «Русский стандарт» уже довольно давно превратился в бездонную бочку, требующую постоянных вливаний.
Эта финансовая организация специализируется на кредитных картах и быстрых, но очень дорогих займах. До кризиса необеспеченное экспресс-кредитование приносило владельцам такого бизнеса солидные барыши, но наступивший экономический коллапс расставил все по местам: плохие долги растут, качественных заемщиков становится все меньше и меньше.
Банк понес громадные убытки. Правда, по итогам прошлого года «Русский стандарт» сообщил о прибыли в 14 миллиардов рублей. Но бухгалтерия – это такая область, которая полностью описывается словами «смотря, как посчитать».
Ну, за долги!
В 2015-м Рустам Тарико, чтобы решить финансовые проблемы, заложил свои водочные бренды, известные всем любителям крепких напитков («Зеленая марка», «Парламент», «Журавли» и другие), а также заводы по производству спиртного. В залог по другому кредиту пошел и тот самый НПФ, который бизнесмену больше не принадлежит. Были сообщения, что предприниматель готов заложить и 49% банка, но чем закончилась эта история – пока не известно.
Чтобы спасти «Русский стандарт», Рустам Тарико внес в его капитал акции своей водочной компании – в общем, сделал все, чтобы удержать на плаву свое финансовое детище. Кроме того, банк получил господдержку в 5 миллиардов рублей. Все эти вливания и позволили заявить о прибыли. Однако к здоровой доходности такие операции не имеют отношения.
Более того, газета «Коммерсант», ознакомившись с отчетностью банка, недавно выяснила, что цифра в 14 миллиардов рублей действительно имеет право на существование. Но только это не прибыль, а убыток по международным стандартам отчетности. Наконец, уже по итогам первого квартала этого года, в банке заявили об убытке в 6,4 миллиардов рублей. В общем, история продолжает развиваться…
В компании неудачников
Ирония судьбы заключается в том, что сделки Рустама Тарико косвенно или напрямую связаны с другими банкирами, потерявшими свои активы. Изначально бизнесмен собирался получить помощь у банка «Российский кредит». Эта «прославленная» организация принадлежала Анатолию Мотылеву. В последний момент ЦБ заблокировал сделку и Тарико пришлось искать деньги в другом месте. Ну а банк Мотылева вскоре лишился лицензии и сам банкир срочно покинул страну. По некоторым данным, он обитает в Лондоне. Возвращаться в Россию ему, вероятно, не интересно: здесь его ожидает уголовное дело и скучные вопросы о том, как в его банках появилась дыра в 75 миллиардов рублей.
Еще один персонаж, о котором можно вспомнить в связи с проблемами Тарико – банкир Николай Цветков, который в прошлом году лишился большей части своих акций в «Уралсибе». Как говорили на рынке, банкира погубило его увлечение эзотерикой. Слишком много внимания он уделял чистке чакр и погружению в нирвану, в то время как банк методично погружался на дно. В итоге контроль в финансовой корпорации в рамках санации перешел предпринимателю Владимиру Когану. Он, в свою очередь, продал входящий в «Уралсиб» пенсионный фонд Борису Минцу, который теперь заодно купил и НПФ «Русский стандарт».
У Минца, в отличие от коллег, все как будто не так и плохо. Он, помимо прочего, занимается девелоперским бизнесом. А финансовый холдинг «Открытие», сооснователем и совладельцем которого является бизнесмен, – нарисовался крупнейшим частным банком России.
Водка с банком – деньги на ветер
Рустам Тарико пока еще держится на плаву – помогает алкогольный бизнес. Впрочем, лихорадит и его. В прошлом году выручка группы Roust сократилась почти на треть, а продажи алкоголя упали практически в 2 раза. А на днях стало известно, что владельцы нескольких мировых алкогольных брендов отказались от сотрудничества с компанией Тарико. Причиной стали финансовые сложности российского партнера. А если конкретнее, он начал платить с перебоями.
В больших проблемах бизнесмена повинны и независящие от него факторы: банковский кризис в России, общее падение алкогольного рынка (россияне перешли на более дешевые марки, а поляна Тарико – в первую очередь, премиальный сегмент). Но, похоже, не слишком удачными оказались и попытки за счет одного бизнеса оздоровить другой. Все равно, что намешать в себе все доступные спиртные напитки. Вечером – король. Утром – жить не хочется.
БанкВодство Рустама Тарико
Сможет ли банкир и «водочный король» сохранить свои активы?