Губернатор Пермского края Виктор Басаргин не стал поддерживать идею прямых выборов мэров. И отверг предложение о том, чтобы разрешить жителям региона самостоятельно выбирать глав территорий. Независимые наблюдатели сразу отметили, что губернатор Басаргин этим решением пытается сохранить принцип краевого единоначалия…
100-миллионный «распил»?
Очередной скандал с участием высокопоставленных чиновников разгорелся в Пермском крае. В Пермском крае разгорелся громкий скандал, когда в ходе корпоративного конфликта общественности стали известны подробности о бизнесе, который ведут родственники губернатора Виктора Басаргина. При этом партнеров по бизнесу сына Виктора Басаргина банально «прокинули» родственники губернатора. В СМИ сказано, что подробности бизнес-деятельности сына и зятя главы Прикамья уже заинтересовали сотрудников МВД.
Данный скандал связан со строительством детского сада в Краснокамске, которое велось на казенные деньги (на 95,9 млн рублей – прим.ред.). Субподряд на строительство детсада строительной компании «СТИлайн» помог получить сын губернатора Сергей Басаргин. Однако в ходе реализации проекта родственники губернатора «отодвинули» (ущемили коммерческие интересы) директора строительной компании «СТИлайн» Валентина Гриня. При этом не исключено, что выделенные деньги частично могли быть «распилены» в интересах семьи губернатора.
Чтобы не было команды ФАС?
Предприниматель Валентин Гринь рассказал прессе о том, как родственники губернатора получают государственные заказы. По его словам, после встречи с Сергеем Басаргиным главу «СТИлайна» свели с управляющим пермским филиалом «Меткомбанка» Глебом Морозовым. При встрече Морозов пояснил, что он вместе со своим братом является собственником ООО «Уралэнергосетьстрой» («УЭСС»), которое получило генподряд на строительство детсада в Краснокамске.
После этого главе «СТИлайна» предложили стать субподрядчиком. В СМИ сказано, что владельцы «УЭСС», благодаря некоторым связям в УФАС Пермского края, якобы «решили вопрос с конкуренцией», выделив на эти цели 3,5% (более 3 млн рублей) от стоимости контракта на строительство. Иными словами, получается, что партнеры по бизнесу сына главы Пермского края фактически давали руководству УФАС банальные «откаты», дабы антимонопольщики оградили их от конкурентов. На этот аспект стоит обратить свое внимание сотрудникам МВД и ФСБ, так как речь идет о даче взятки.
Связи районного масштаба?
Далее, как выяснилось, интересы «УЭСС» могли защищать и муниципальные чиновники Пермского края. Поговаривают, к примеру, что сделку по строительству детского сада «прикрывал» глава Краснокамского района Юрий Крестьянников, который считается сторонником Виктора Басаргина. Кстати, после того, как между главой районного центра Юрием Чечеткиным и руководителем района Юрием Крестьянниковым вспыхнул конфликт, Басаргин инициировал отставку господина Чечеткина. Это в определенном смысле сыграло на руку главе Краснокамского района.
Похоже, что этот муниципальный чиновник серьезно зависит от поддержки «клана Басаргина». Возможно, потому господин Крестьянников так активно помогает бизнесу семьи главы Пермского края.
Родственные доли?
Распутывая «коррупционный клубок» освоения государственных миллионов, выделенных на стройку детского сада, приходишь к выводу, что (по информации Валентина Гриня) максимальную выгоду от сделки получали учредители «УЭСС» (братья Морозовы — прим.ред.). Его бенефициары оценили свои хлопоты более чем в 10 млн рублей. Видимо, эта сумма получилась из «распила» общей сметной стоимости проекта. Интересно, какой процент от «распиленных средств» в конечном итоге «осел» в карманах родственников и друзей Басаргина?
«СТИлайну» от контракта оставались лишь 85 миллионов — на эти деньги нужно было возвести детсад на 190 человек. В процессе реализации проекта на руководство «СТИлайна» началось давление. Валентину Гриню было предложено продать долю в ООО «СТИЛайн» и ввести в состав учредителей некую Светлану Ларину-Ларионову (на момент внесения в реестр учредителей в декабре 2013 года она была Торуновой). Поговаривают, что Ларина-Ларионова «представляет» интересы Роберта Гарипова, который является зятем Виктора Басаргина.
На данный момент Валентин Гринь считает себя обманутым на 27 млн рублей. После того, как он рассказал прессе о «не совсем законных» методах ведения бизнеса родственниками Виктора Басаргина, к главе Пермского края могут быть предъявлены претензии со стороны силовиков. Стоит отметить, что родственники пермского губернатора нередко «прячутся» под «подставными» компаниями. По данным СМИ, Сергей Басаргин и Роберт Гарипов якобы в январе 2014 года приняли участие в приобретении лицензии на право освоения Северно-Шудьинского участка Велсовского месторождения мрамора в Красновишерском районе Пермского края для ООО «Юго-Камский уголь». Номинальным владельцем компании значится некто Владимир Черанев, но, как предполагают журналисты, фактически владельцами являются родственники губернатора.
Как выяснилось, родственники главы Пермского края владеют целым рядом коммерческих структур. Так, к примеру, сын Виктора Басаргина Сергей Басаргин является учредителем и директором в ООО «Торгкрафт» (никакой информации о финансовой деятельности в открытых источниках), учредителем в ООО «Альянс Девелоп» (по данным на конец 2013 года, в оборотных активах 79 млн рублей, 80 млн рублей заемных средств), директором в ООО «Группа Высота» (по данным на конец 2013 года, у компании больше 100 млн рублей по краткосрочным и долгосрочным обязательствам).
Дочь пермского губернатора Юлия Басаргина владеет рядом фирм в Екатеринбурге — это ООО «Артрейд» и ООО «ЮРС Партнер». Компании занимаются деятельностью в области права, директором «ЮРС Партнер» является Сергей Басаргин, он же входит в состав учредителей. «Локомотивом» бизнеса семьи губернатора, возможно, выступает муж Юлии Басаргиной, зять главы Прикамья Роберт Гарипов. По данным открытых источников, он учредил две компании в Екатеринбурге (ООО «Вишера» и ООО «Группа Высота» — занимаются недвижимостью), и две — в Перми (ООО «СР Групп» — деятельность в области права и ООО «Кентавр» — розничная торговля). Интересно, что пермские компании расположены в одном офисном здании по улице Монастырской, 12.
Плата по «вексельбергам»?
Также следствие могут заинтересовать и связь руководства региона с управляющим пермским филиалом «Меткомбанка» Глебом Морозовым (тем самым, который контролирует «УЭСС»). Все дело в том, что ключевым бенефициаром «Меткомбанка» выступает известный российский миллиардер и меценат Виктор Вексельберг (99,92%). Напомним, что Виктора Басаргина уже давно заподозрили в отстаивании интересов бизнеса хозяина «Реновы» Виктора Вексельберга, которому Басаргин пытался передать аэропорт Перми «Большое Савино» и коммунальную сферу региона.
Кстати, как выяснилось, коррупционные скандалы, связанные с партнерством Басаргина и Вексельберга, возникли значительно раньше «пермского периода» в жизни нынешнего главы Прикамья. Так, в феврале 2011 года разгорелся коррупционный скандал, когда выяснилось, что Вексельберг выступил посредником в сделке со зданием на Красной Пресне. Обратим внимание на то, что он купил его у Венгрии в 7 раз дешевле, чем продал Министерству регионального развития, которым тогда управлял Басаргин. Интересно, а куда же пошла разница?
Поговаривают, что тогдашний глава Минрегиона Басаргин и Вексельберг просто «распилили» выделенные деньги. Кстати, сейчас структуры «Реновы» активно «орудуют» в Пермском крае. В частности, ЗАО «Ренова-СтройГруп-Пермь» реализует проект застройки центра Перми. Похоже, что Басаргин лично помогает структурам Вексельберга (в том числе, и Меткомбанку). Это означает, что губернатор сам связан с коррупцией в регионе. Так зачем губернатору независимые мэры, которые в любой момент выведут главу региона на «чистую воду»?
Басаргин послал свой край по «выбору»?
Почему пермский губернатор так боится прямых выборов?