Пока Кремль и сочувствующие решают, что делать с Новороссией, тема «крови и почвы» отозвалась и внутри России. Вроде как рядовое дело о взятке, в которой обвиняют бурятского депутата, грозит рассорить бурят с якутами. «Братские народы» клянут друг друга на чем свет стоит — в арсенале у сторон, как и у Кремля, творческая интеллигенция, «Байкалнаш» и выяснение, кто кого объедает.
Началось с того, что якутские силовики при содействии местных коллег 22 июля задержали на территории Бурятии депутата Народного хурала Бурятии от «Единой России» Валерия Доржиева, которого подозревают во взяточничестве в особо крупном размере. В тот же день прямым рейсом из Улан-Удэ его переправили в Якутск, где, по версии следствия, и было совершено преступление. 25 июля Доржиева арестовали в зале суда, мерой пресечения на время следствия стали два месяца содержания в СИЗО.
По версии следствия, взятку Валерий Доржиев (по национальности бурят) брал в 2008 году, будучи замглавы Якутска. Бурятам не понравилось вмешательство якутских силовиков, якобы «выкравших» их народного избранника из республики. Якутов вроде как бесит, что «Доржиев нахапал в Якутии, а вкачал в Бурятию». Теперь иные буряты то ли в шутку, то ли всерьез предлагают ввести свои войска в Саху.
По версии правоохранителей, Доржиев за положительное решение по приватизации потребовал у директора коммерческого предприятия взятку в виде половины доли уставного капитала предприятия. Угрожая при этом, что в случае отказа им будут организованы проверки предприятия контролирующими органами, что повлечет последующее прекращение деятельности предприятия. «Директор коммерческого предприятия был поставлен в условия, при которых вынужден был дать взятку. В дальнейшем документы о безвозмездной передаче доли в уставном капитале номинальной стоимостью более 4,5 миллиона рублей были оформлены на одного из родственников Доржиева», — сообщили следователи.
Вызывает вопросы, что депутату припомнили 2008 год: понятно, что факт получения взятки доказать в принципе непросто, а шесть лет спустя и подавно. Разумеется, депутатов в России по заявлению бизнесменов просто так не арестовывают. Но дело при всем этом, надо признать, рядовое — мало ли региональных чиновников и депутатов задерживают. Однако история получила неожиданное продолжение — за Доржиева вышли митинговать жители Бурятии, которые возмутились поведением «братского якутского народа» (к слову, сейчас в Бурятии крайне модно выступать на митингах на бурятском языке), участники собрали свыше тысячи подписей в его поддержку. Протестовать буряты собираются и в самой Якутии. А буддийская сангха даже пообещала провести специальный молебен.
За день до митинга деятели культуры, спортсмены, чиновники, депутаты Бурятии, представители буддийской сангхи устроили пресс-конференцию, на которой продемонстрировали возмущение обыском у главы бурятской диаспоры Якутска Арсалана Номтоева.
«В Якутске сейчас проводили обыски, наезды на наше бурятское землячество, — заявил на митинге глава общественной организации «Буряад Соел» Булат Шагжин. — Волнует, что вся эта ситуация породила межнациональный конфликт между бурятами и якутами. Если сейчас заглянуть в интернет, то можно увидеть — бурят считают ворами, людьми нечестными».
Другой спикер попытался смягчить тональность и подчеркнул, что «мы братские народы, нам нечего делить. Это не вина народа, у следственных органов нет национальности».
Уже неделю в якутских и бурятских СМИ наблюдается нечто похожее на информационную войну. Якутские журналисты обличают: мол, в СИЗО Доржиеву и место (дескать, нам ли не знать о его темных делишках, «вор должен сидеть в тюрьме»). Бурятские, как один, защищают («достойный сын бурятского народа», известный меценат).
Якутов раздражает, что Доржиев всегда зарабатывал у них — в прошлом он занимал в этой республике высокие посты: от заместителя мэра Якутска и депутата городской думы до заместителя министра имущественных отношений, сейчас он является директором по общим вопросам ОАО «Якутский городской молочный завод»), — а меценатствовал в Бурятии.
Если почитать бурятские и якутские форумы, то отдает российско-украинским конфликтом.
«Да, конечно, он там у себя на родине «намеценатил» на наши якутские деньги, вот и не хотят, чтоб его сажали))) Это же буряты))», — пишет Trollface.
«Буряты, не позорьтесь», — добавляет zipoa.
«Одно можно сказать — у бурятов появился национальный лидер», — добавляет третий.
Периодически встречаются сдержанные комментарии: «Я с утра проснулся, как всегда, у меня не возникло желания выйти на улицу и искать бурята, чтоб сломать ему челюсть. Я как относился к ним, так и отношусь. Они сами намеренно раздувают межнациональный конфликт. Не удивлюсь, если завтра мы прочитаем, что Доржиева в Якутии арестовали из-за его национальности, якуты объявили войну бурятам».
На форуме одного популярного бурятского издания наблюдается любопытная полушутливая беседа улан-удэнцев (и опять же отдает известным хэштегом из «Твиттера» #путинвведивойска, который так любят использовать генералы диванной армии России).
— Ввести бурятские войска на территорию Якутии??
— На самолете отправь.
— Бурятия не имеет своих войск.
— Бурятский спецназ есть!
— В РБ нет своего спецназа((Есть российский.
В кулуарных беседах некоторые буддийские монахи признаются, что якутам «похищения» Доржиева «с нашей территории» не простят, тем более что бурятам надоело, что якуты припоминают им Байкал. Якуты настаивают, что изначально Байкал их, а буряты (тогда еще монголы) беспардонно выгнали их оттуда.
Впрочем, не все склонны видеть в происходящем межнациональные распри. Политолог Николай Будуев считает, что истерия искусственно нагнетается сторонниками Доржиева, которые пытаются хозяйственному спору придать политическую окраску. По его словам, оппонентами по этому спору «являются, собственно, бурятские бизнесмены, то есть — это внутрибурятские разборки на территории Якутии». «Придавать этому характер преследования бурят со стороны якутских правоохранителей глупо», — резюмировал он.
Даже если Будуев и прав, то конфликт лег на более чем благодатную российскую почву, сплошь усеянную семенами ненависти имени Дмитрия Киселева. Накачанные российскими СМИ и политиками соотечественники на раз-два могут затоптать кого угодно.
Байкал наш!
Эхо украинского кризиса в российских национальных республиках.