У супруги председателя фонда «Институт развития свободы информации» Ивана Павлова неожиданно отобрали вид на жительство. Письмо от Управления федеральной миграционной службы по Петербургу и Ленобласти за подписью руководителя подразделения Елены Дунаевой супруги обнаружили в почтовом ящике 5 августа. Из документа, датированного 21 июля, следует, что вид на жительство, выданный супруге Павлова, американке Дженнифер Гаспар четыре с половиной года назад, аннулирован. В течение двух недель она должна покинуть страну, в которой прожила больше десяти лет, иначе ее депортируют.
Мотивируя решение, УФМС ссылается на пункт 9 ФЗ «О правовом положении иностранцев», из которого следует — вид на жительство аннулируется в случае, «если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности РФ».
Нехитрый подсчет дней показал, что «весточка» из УФМС дошла до супругов в последний день срока, установленного УФМС (то есть на сборы оставался всего один день).
«Через полгода вид на жительство заканчивался, поэтому непонятно, что нам нужно было такого сделать, чтобы они не потерпели буквально несколько месяцев», — рассуждает Павлов.
Супруги не намерены сдаваться без боя: получив бумагу из УФМС, Павлов на следующий же день обратился во Фрунзенский райсуд, чтобы оспорить решение, приостановить депортацию на время рассмотрения дела, а заодно выяснить — на основании каких данных было принято решение. И в чем, собственно, заключается выступление «за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации».
«Ясно, что это инициатива ФСБ, у меня достаточно недоброжелателей в местном управлении, — говорит он. — Мы с Дженнифер очень толерантные, законопослушные люди, насилие в нашей семье запрещено, а нас выгоняют из страны — понятно, что никто из нас по отдельности никуда не поедет. Если суд все же встанет на сторону УФМС, то уедем с пятилетней дочкой (тоже гражданкой России, между прочим). А что делать? Против лома нет приема».
Дженнифер Гаспар выполняла в основном функции консультанта, например, объясняя петербургским некоммерческим организациям, как написать запрос на грант, как привести устав организаций в соответствие с международными нормами, как оптимизировать структуру НКО или как собрать средства на проекты. Американка в России консультирует в основном организации, занимающиеся детьми и ВИЧ-инфицированными. «Также Дженнифер работала с Фондом развития Государственного Эрмитажа, — добавляет правозащитник. — Видимо, это, по мнению ФСБ, подрывает конституционный строй».
По словам собеседника «Новой», он всю свою профессиональную жизнь защищал людей, которые проходили через подобные несправедливости: «Никогда не думал о том, что однажды придется пройти через это самому. Но говорят, что все то, что нас не убивает, — делает нас сильнее. Так что «спасибо, что живой».
В УФМС по Петербургу в беседе с «Новой» подчеркнули, что решение принято на основании «документов, которые поступили из некоторых правоохранительных служб, работающих по определенным направлениям».
«Действительно статья, по которой ее выдворяют, редко встречается, однако это не единичный случай даже за последние полгода», — сообщили «Новой» в пресс-службе УФМС, отказавшись ввиду конфиденциальности озвучить точное количество депортированных «подрывателей».
Также в ведомстве добавили, что работают с «целым спектром правоохранительных органов, которые выносят разные акты».
В ФСБ России заявили, что «понятия не имеют», в связи с чем аннулирован вид на жительство. «УФМС принимало решение — на них вся ответственность», — оборвали в ФСБ.
В пресс-службе УФСБ по Петербургу и Ленобласти опять же переадресовали к УФМС. Когда в разговоре мы сослались на цитату из заявления пресс-службы УФМС о «документах, поступивших из правоохранительных служб, которые работают по определенным направлениям», в УФСБ отрезали: «Не уполномочен комментировать заявления УФМС».
Фонд развития свободы информации был создан в апреле 2004 года. Организация осуществляет мониторинг сайтов федеральных органов государственной власти на предмет доступа граждан к информации. В январе с проверкой в НКО пришла прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга — организация получила представление об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях. Проверяли Фонд по анонимному доносу — работы были проведены в связи с поступившим обращением «заинтересованного гражданина», сообщили тогда в прокуратуре. По мнению надзорного ведомства, получая иностранное финансирование, фонд занимается деятельностью, «содержащей признаки политической», «являющейся инструментом формирования общественного мнения». В представлении подчеркивалось — видимо, в качестве фактора, отягощающего вину — что «для реализации политической деятельности фонд активно использует интернет-ресурсы».
В конце 1990-х Иван Павлов выступал защитником журналистов Александра Никитина и Григория Пасько, которые преследовались за то, что открыто рассказали об экологических нарушениях на Северном и Тихоокеанском флоте. С 5 июня Иван Павлов защищает директора Института региональной прессы Анну Шароградскую, которая была незаконно задержана в петербургском аэропорту Пулково 5 июня, где ее продержали на протяжении пяти часов и подвергли досмотру в отсутствие понятых.
Сейчас Дженнифер продолжает находиться в Петербурге. При этом статус у нее крайне неопределенный — в любой момент ее могут схватить, отвезти в аэропорт и выкинуть из страны. «Мы ходатайствовали в суде о том, чтобы на время рассмотрения ей можно было находиться в России, но ответа пока не получили», — сообщил Иван Павлов.
Прощальный привет ФСБ
Американка «подорвала безопасность» России, помогая НКО правильно составлять документы.