Одна из самых крупных сделок произошла на нефтяном рынке. Компания «Нефтиса», которая принадлежит бизнесмену Михаилу Гуцериеву, купила месторождение "Сладковско-Заречное" в Оренбургской области с запасами около 80 млн тонн. Как отмечают эксперты, месторождение обеспечит рост запасов "Нефтисы" на треть и может стоить $300-350 млн. Однако, другие участники рынка считают, что покупка является достаточно рискованной, учитывая немалые финансовые трудности нефтяных компаний Гуцериева.
Нефтиса – вторая по мощности компания Гуцериева. Первая – это, напомним, Русснефть. Так вот в начале этого года Гуцериев заявил о том, что Русснефть намерена сохранить ныне существующие объемы добычи черного золота. Ее уровень будет не ниже прошлогоднего показателя в размере 7 миллионов тонн нефти. И это на фоне того, что Россия подписалась под соглашением стран ОПЕК о снижении добычи. Но для Михаила Гуцериева позиция государства, судя по всему, ничего не значит. Причем, бизнесмен намерен не просто сохранить уровень добычи нефти, но и его увеличить. По крайней мере, согласно его заявлениям, рост составит не менее 2 с половиной процента.
Кроме того, Русснефть запланировала почти на 20 процентов увеличить число новых скважин для своих месторождений. И увеличить не символически, а сразу на 20 процентов.
«Бизнес-план общества на 2017 год предусматривает изменение структуры добычи с целью повышения ее маржинальности. Мероприятия по оптимизации структуры производства позволят создать потенциал для увеличения добычи нефти после снятия ограничений, связанных с договоренностями со странами ОПЕК по сокращению добычи», - говорится в заявлении компании.
Не менее наполеоновскими видятся позиции Гуцериева и на ближайшую перспективу. Так, за 2 года добычу нефти планируется увеличить сразу на три миллиона тонн – с 7 до 10 млн тонн. Все это вроде бы и неплохо, даже с учетом договоренностей с ОПЕК. Только вот на компании висят огромные кредитные долги. Так, только банку ВТБ Руссефть должна более 2 миллиардов долларов. Погашать его компания, по все видимости вовремя не в состоянии. В результате совет акционеров Русснефти принял решение добиваться реструктуризации долга. Срок погашения планируется продлить еще на три года. Банк согласен, вот только и процентная ставка увеличится на полпроцента.
А ведь Гуцериев во все горло заявляет, что активы компании позволяют ему одновременно привлекать не менее полумиллиарда долларов по кредитным схемам. Но, в реальности это, суда по всему, далеко не так. Русснефть, как утверждают экономические аналитики, в долгах, как в шелках.
Свое радио - свои песни
Тем не менее, Михаил Гуцериев совершает покупки одна шикарнее другой. И дороже. В конце прошлого года господин Гуцериев завершил сделку по покупке сети гипермаркетов электроники «Эльдорадо». Стороны сделки стоимость покупки не разглашают, однако аналитики подсчитали, что Гуцериев должен был заплатить не менее 26 млрд рублей. И это не единственное приобретение Гуцериевым и его давним партнером и родственником Михаилом Шишхановым в сфере торговли. Так, они приобрели контрольный пакет акций (более 57 процентов) в торговой сети» «М.Видео».
А ведь сеть – крупнейший ритейлер на рынке электронных и бытовых товаров. По оценкам участников рынка, покупка обошлась Гуцериеву более чем в 700 миллионов долларов. Но бизнесмен на этом останавливаться не намерен. А намерен он выкупить акции и миноритарных акционеров. А это, по самым скромным подсчетам, обойдется ему еще в 1,3 миллиарда в американской валюте.
Сколько денег – столько песен?
А еще Михаил Гуцериев хочет стать и медиа-магнатом. Уже в этом году он купил сразу несколько телеканалов и радиостанции. Их стит перечислить. В распоряжении Гуцериева теперь 75% акций группы музыкальных телеканалов Bridge Media (ООО «Шансонг», ООО «Русонг», ООО «Он-Медиа» и ООО «Дэнж ТВ», владельцы лицензий на телеканалы Bridge TV, Bridge TV Classic, Rusong TV, Bridge TV Dance и Bridge HD). А двумя годами ранее Михаил Гуцериев прикупил радио «Шансон».
Здесь, судя по всему, у бизнесмена личный творческий интерес. Ведь, вдобавок ко всем своим другим талантам, сочиняет песни. В частности, знакомые с этой историей вспоминают эпизод, когда пять лет назад к программному директору радио «Шансон» Артуру Вафину обратился человек от Гуцериева и попросил поставить в эфир песню «Азия 80». Через неделю раздумий Вафин отказался. Вот только, радиостанции почему-то не брали их в свою ротацию. Но ведь дело можно решить просто – взять и купить эти радиостанции. Так, было и сделано с «Шансоном». А теперь кто там посмеет отказать поставить в эфир композицию своего хозяина?
Любовь к публичному искусству обошлась Гуцериеву в 50 миллионов долларов. Только вот, откуда столько денег, если долгов перед теми же банками вагон и маленькая тележка?
«Уфалейникель»
Еще есть печальная история о покупке предприятия «Уфалейникель», что на Урале Банбанков, которым также владеет Михаил Гуцериев. Так вот, как только крупнейший завод по производству стратегического для страны сырья перешел в его руки, он вскоре оказался на грани банкротства. Убытки предприятия составляют почти полтора миллиарда рублей. Участники рынка не без оснований подозревают бизнесмена в том, что наиболее рентабельные активы, Гуцериев просто вывел за предела завода, в том числе и в свои многочисленные оффшорные фирмы.
Шесть лет назад пообещал ростовскому губернатору Василию Голубеву вложить 9,5 млрд рублей в развитие местных шахт. Вместо этого коммерсант потратил только 68 млн рублей. он учредил дочернюю компанию «Ростовский антрацит», собственниками которой в равных долях значились офшоры «Виллбург финанс лимитед», «Лионберг финанс лимитед», «Саррингтон трейдинг лимитед» и «Фортфилд энтерпрайзис лимитед».
А дальше самые перспективные шахты Гуцериев продал иностранных фирмам, а остальные активы перевел в свое предприятие Кингкоул». В позапрошлом году «Кингкоул - Юг» (входит в «Кингкоул») получила повестку в суд на заседание по делу о собственном банкротстве, год спустя другую «дочку» «Кингкоула» - угольную компанию «Алмазная» признали банкротом. Возможно, то же самое предпримут и рабочие «Уфалейникеля». А в скором будущем и нефтяники Русснефти и Нефтизы. Как покзывает печальный опыт бизнесмена Гуцериева, заканчиваются его любые проекты плачевно. Не для него самого.
Бизнес Гуцериева пошел нефтяными пятнами
Опутанный долгами Михаил Гуцериев продолжает скупать активы в бешеном темпе.