Как стало известно “Ъ”, защита скончавшегося в мордовской колонии бывшего председателя совета директоров ИД «Собеседник» Левона Айрапетяна готовит обращение в СКР, намереваясь привлечь к ответственности сотрудников ФСИН, прокуроров и судей, которые не позволили предпринимателю освободиться из мест лишения свободы по состоянию здоровья. В среду Верховный суд Мордовии через несколько часов после смерти Левона Айрапетяна вынес решение о том, что он содержался в колонии обоснованно. Защита утверждает, что болезни, которыми страдал осужденный, подразумевали его немедленное освобождение.
Предприниматель отбывал четырехлетний срок в мордовской колонии №12 за мошенническое присвоение $700 тыс., полученных от матери осужденного на пожизненное заключение бывшего члена Совета федерации Игоря Изместьева — за содействие в смягчении последнему приговора. В среду Верховный суд рассматривал апелляционную жалобу одного из адвокатов Левона Айрапетяна Халима Мещерова на решение Зубово-Полянского райсуда, отклонившего ходатайство предпринимателя и защиты о его освобождении из колонии по состоянию здоровья.
Перед началом заседания председательствующий судья Юрий Кичаев сообщил адвокату, что его подзащитный скончался в ночь на среду в колонии, и предложил господину Мещерову, по словам последнего, отозвать жалобу. Защитник отказался. Судебное заседание началось с того, что прокурор, также знавший, что Левон Айрапетян умер и не может принять участие в заседании по видеоконференции, обратился к суду с просьбой оставить апелляционную жалобу защиты без удовлетворения. Свою позицию представитель надзорного ведомства мотивировал тем, что еще в октябре 2016 года медицинская комиссия при колонии №21, расположенной в поселке Барашево, пришла к выводу: диагностированные у осужденного рак мочевого пузыря, сахарный диабет 2-го типа, ишемическая болезнь сердца (предпринимателю было введено пять стентов) и гипертония 3-й степени не входят в правительственный перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
«Все это ложь!» — заявил, в свою очередь, в суде адвокат Мещеров. Он сообщил, что заболевания, названные прокурором, напротив, входят в перечень недугов, препятствующих содержанию больного в местах лишения свободы. Тем временем, по словам защитника, осужденному Айрапетяну в колонии давали лишь по три таблетки в день, которые не влияли на его самочувствие, а также формально его обследовали. Адвокат отметил, что Зубово-Полянский райсуд дважды отклонял его ходатайства об освобождении бизнесмена, но при этом Верховный суд республики в первый раз согласился с доводами защиты, направив дело на новое рассмотрение.
Однако во второй раз Верховный суд Мордовии поддержал позицию прокурора, признав нахождение осужденного в колонии обоснованным даже после его смерти.
«При аресте Айрапетяна в июле 2014 года в Басманном суде я спросил лечащего врача, есть ли у Левона Гургеновича заболевания, входящие в утвержденный правительством РФ перечень заболеваний, при которых запрещено заключение под стражу, и что будет, если его все же определят в камеру. Врач ответил однозначно: летальный исход. Благо вскоре Айрапетяна отпустили под домашний арест с возможностью лечиться в московской больнице»,— рассказал “Ъ” адвокат Рубен Маркарьян, защищавший предпринимателя во время расследования. Теперь, по его словам, очевидно, что вынесенный впоследствии «мягкий приговор» с реальным сроком оказался смертельным.
Другой адвокат бизнесмена, Давид Хечян, опроверг распространенное в СМИ сообщение ФСИН о том, что его представители ходатайствовали перед судом об освобождении Левона Айрапетяна. «Администрация колонии, напротив, всячески препятствовала его условно-досрочному освобождению, наложив на Айрапетяна шесть административных взысканий, что исключало возможность УДО»,— сказал адвокат. По его словам, единственное послабление, которое было сделано для осужденного инвалида II группы Айрапетяна,— его освободили от всех работ.
Напомним, что 69-летний Левон Айрапетян вначале обвинялся СКР в том, что помог сыну бывшего президента Башкирии Уралу Рахимову, незаконно получившему контрольный пакет компаний «Башнефти», продать его АФК «Система». Затем ему инкриминировали мошенничество в отношении матери Игоря Изместьева.
По словам адвоката Давида Хечяна, в качестве обеспечительной меры до сих пор арестованы квартира Айрапетяна на Пречистенке и банковские счета на $300–400 тыс. Защитник отметил: родственники предпринимателя намерены добиваться его оправдания по делу об акциях «Башнефти» и не согласятся с прекращением расследования по нереабилитирующим основаниям.
По данным “Ъ”, защита бизнесмена намерена добиваться привлечения к уголовной ответственности всех должностных лиц, которые могли быть причастны к его смерти.
В свою очередь, Игорь Изместьев, которого активно поддерживает глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, имеет шанс получить помилование от президента.
Бизнесмена не освободили даже посмертно
Суд счел, что смертельно больной Левон Айрапетян сидел законно.