Один решительный план на 2017 год у российской власти есть, хотя он вовсе не позиционируется в качестве ознаменования 100-летия революции. А мог бы, ведь подход воистину революционный. Ещё в канун прошлого года президент Владимир Путин подписал указ о сокращении численности сотрудников госаппарата. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев также подписывал постановление о сокращении на 10% численности чиновников федеральных агентств и ведомств с 2016 года. На тот момент, по статистике Росстата, на бюрократической ниве трудились более 1,55 млн человек, или 108 чиновников на 10 тыс. населения.
О том, что армия управленцев стала тормозом для российской экономики, Владимир Путин тревожился ещё в ходе своей первой избирательной кампании 2000 года. Однако с тех пор число чиновников выросло в полтора раза. В 2011 году Дмитрий Медведев пошёл ещё дальше, издав указ, по которому к 2013 году количество «слуг народа» надлежало секвестрировать на 20%, однако наступил 2014 год, а с ним и новое поручение Дмитрия Медведева – «предусмотреть возможность» десятипроцентного сокращения численности госслужащих. Одновременно премьер объявил о том, что госаппарат имеет «свойство эластичности» и «расширяется по вполне объективным причинам».
«Нам необходим компактный аппарат, мы всё время об этом говорим, даже вне контекста кризисных явлений», – без устали объяснял задачу глава правительства.
Но в этой схватке правая рука постоянно проигрывала левой: бюрократический аппарат рос, а вместе с тем росли и зарплаты чиновников. По данным Росстата, размер средней зарплаты федерального госслужащего в 2015 году достиг показателя в 111,3 тыс. рублей. С тех пор, правда, чиновничий кошт стали сокращать – зарплата госслужащих была заморожена вместе с повелением урезать её на… 10% в год. Но данные Росстата показали, что зарплата многих ведомств, наоборот, выросла более чем на 10%: базу зарезали, а премии подняли. И вот планы на 2017 год скорректированы: доходы госслужащего могут сократиться на 6%. Зато в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017–2019 годы опять появилась средняя величина секвестра бюджетных расходов – 10%.
С прошлого года наступление правой руки на левую приобрело характер реалистичности. Решено было сокращать не людей, а вакансии, однако в наступившем году уже запланировано урезание штатов примерно на 4 тыс. человек. Теперь чистки коснутся уже не дублирующих и вакантных мест, а сотрудников, чьи квалификации и уровень образования не соответствуют занимаемым должностям.
Общих цифр достижений на фронте борьбы с вакансиями пока нет, но несколько регионов порадовали. На первом месте – Подмосковье. Здесь удалось сократить численность государственных и муниципальных служащих на 50%, что означает экономию около 2 млрд рублей бюджетных средств в год – в том числе за счёт сокращения числа служебных автомобилей и высвобождения офисных площадей.
Дмитрий ОРЕШКИН, политолог:
– И Медведев, и Путин неоднократно говорили о проблеме, связанной с большим числом чиновников, но на самом деле президенту важнее контроль. И хотя власть понимает, что это неправильно, остановиться она уже не может, ведь для этого ей потребуется наступить на ногу властному сословию страны.
Борьба левой и правой руки
В стране начинается очередная попытка сокращения числа чиновников.