Следственное управление ФСБ РФ продлило до середины лета срок расследования о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных государством на работы по проектированию и строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Согласно показаниям свидетелей, к хищениям якобы могут быть причастны экс-партнеры Романа Абрамовича.
Как рассказал «Росбалту» источник в спецслужбах, срок расследования по громкому делу продлен до конца июля 2020 года. К этой дате может быть закончена масштабная финансовая экспертиза всей документации по ЦКАД, которая должна определить точную сумму ущерба. Эту экспертизу должны были завершить еще минувшей осенью, но сроки проведения затянулись. Предполагается, что после ее окончания окончании СУ ФСБ предъявит первые обвинения по делу, ставшему своеобразным рекордсменом, поскольку ведется более девяти лет.
По версии ФСБ, компании, которые занимались проектированием ЦКАД, взяли исследования 20-40 летней давности, которые велись по ныне существующей «бетонке», и, переделав их, выдали за свои свежие труды, получив от государства 8,8 млрд рублей. Причем материалы фабриковались крайне небрежно. Иногда в документации указывались различные даты, проведения одних и тех же дорогостоящих геологических работ; вместо специальной фотосъемки объектов, стоящей большие суммы, присутствуют кадры, сделанные любительской камерой и т. д.
Выйти на след масштабного хищения ФСБ удалось в рамках расследования деятельности группировки «Северное братство» (признана судом экстремистской организацией, деятельность запрещена). Выяснилось, что ее идеолог Петр Хомяков занимал руководящие посты в отделе геоэкологических изысканий (ОГЭИ) «Спецметропроекта», которое вело исследования для строительства Центральной кольцевой автодороги. По его версии, с ноября 2008 года он участвовал во всех производственных совещаниях по проекту ЦКАД, во время которых прямо объявлялось: нужно имитировать активную работу, якобы ведущуюся с лета 2008 года. А на самом деле скупать архивные материалы, чтобы впоследствии выдавать их за свежие изыскания по проекту ЦКАД. Поскольку официальное получение архивных материалов требовало длительного времени, были выделены специальные средства на то, чтобы приобретать нужные материалы нелегально, у сотрудников архивов и профильных учреждений. К началу декабря 2008 года ОГЭИ израсходовало 28 млн рублей. Эти деньги пошли на аренду офисов, выплату зарплат, покупку тех самых архивных материалов. Однако руководители компаний, имевших отношение к проекту, потребовали от Хомякова составить в течение двух недель (к 12 декабря) смету о том, что ОГЭИ якобы израсходовал 1 млрд рублей. Никакие возражения не принимались. Ученым только давали советы, как лучше имитировать активную деятельность. Например, сфотографировать из машины места, где должна пролегать ЦКАД и приложить снимки к отчету, выдав их за дорогостоящие «маршрутные изыскания».
К сроку, когда надо было сдавать отчет о проделанной работе, Хомяков и Волков не успели получить архивные материалы, поэтому они составили его на основе данных из энциклопедий и учебников, а также информации, сохранившийся с 1980-х годов у одного из знакомых. Руководители проекта ЦКАД сказали, что ничего страшного в этом нет, главное сейчас показать заказчику (то есть государству) хоть что-то, а потом уже можно будет сделать убедительную имитацию работ. Вскоре подоспели архивные материалы, на основе которых к 25 декабря был подготовлен окончательный отчет о расходовании средств. При этом, как уверяет Хомяков, на самом деле практически никакие работы не проводились.
В январе 2009 года Хомяков вновь был вызван руководством проекта ЦКАД, ему объявили, что ОГЭИ надо начинать готовить отчет для списания еще 2,5 млрд рублей, которые выделило государство. Ученый, по его версии, отвел одного из собеседников в сторону и поинтересовался, сколько же в реальности получит его отдел. И получил ответ: не больше 190 млн рублей. На возражения Хомякова, что подобные махинации крайне опасны, собеседник якобы возразил: мол, все согласованно в вышестоящих структурах и беспокоиться не о чем.
Поучаствовать в дальнейшем хищении средств, выделенных на ЦКАД, Хомякову помешала операция ФСБ против его группировки.
«С 17 ноября 2008 года я начал участвовать в производственных совещаниях, проводимых в здании ОАО „Метрогипротранс“ (одна из головных структур, участвовавших в проекте ЦКАД — „Росбалт“), которое находится рядом со станцией метро „Павелецкая“, — рассказал Хомяков контрразведчикам. — Рабочие совещания проводились Ю., а большие совещания М. (называет двух крупных строительных бизнесменов, работавших в 2008 году в структурах Романа Абрамовича — „Росбалт“). На совещаниях, которые проводились раз в 3-4 дня, нашему отделу М. и Ю. была поставлена задача сымитировать результаты изыскательских работ, которые якобы велись с лета 2008 года (при том, что данные работы не проводились), и якобы на их основе сформировать отчет о проделанной работе. В данный отчет по всем позициям изысканий в рамках технического задания по указанию М. мы должны были включить имеющиеся архивные данные, личные материалы (или приобрести материалы для их включения), а также провести имитацию работы, чтобы закрыть все позиции для получения первого платежа за работы согласно графику».
Проверив показания Хомякова, сотрудники ФСБ в декабре 2011 года возбудили уголовное дело о хищениях средств, выделенных на проектирование ЦКАД. На допросах в ФСБ побывали главный геолог проекта, руководящие сотрудники ООО «Союздорпроект», ОАО «Метрогипротранс», ООО «Рау—Университет», ООО «Спецметропроект» и т. д.
Сам Петр Хомяков умер в колонии, где отбывал срок за экстремизм и мошенничество.
Бывших партнеров Абрамовича пустили по кольцевой
Длящееся более 9 лет расследование о хищении 8,8 млрд рублей госсредств, выделенных на планировку и строительство ЦКАД, вновь продлено.