Ранее речь об этом шла на заводе в Вольске. А также ситуации на рынке в постпандемийные годы и проблемах с оборудованием в современной России.
Рейдер, прощай!
В интервью РБК Максим Гончаров рассказал, что с начала геополитических изменений в марте прошлого года швейцарская компания планировала полностью уйти из России, продав дочерние предприятия, в том числе цементный завод в Вольске в Саратовской области.
Позднее было решено передать активы и управление компанией российскому менеджменту с последующим переименованием в "Цементум". Власти не возражали: разрешение ФАС получено, идет формализация процедуры с минпромторгом РФ.
Однако ситуацией воспользовались рейдеры, напомнил Гончаров. БВ писал, что летом прошлого года стало известно о незаконных попытках перерегистрации компании.
- Благодаря оперативному обращению в Минпромторг, Федеральную налоговую службу, администрации регионов присутствия компании и правоохранительные органы нам удалось получить своевременную поддержку. Действуя исключительно в правовом поле, нам удалось заблокировать все действия недружественной стороны, - отметил руководитель.
Пошаговые действия БВ подробно освещал в серии публикаций. Со стороны компании они выглядели следующим образом: во-первых, подача компанией в кратчайший срок встречного иска в подмосковный арбитраж с требованием признать незаключенным договор цессии, посредством которого предпринималась рейдерская атака. В феврале текущего года суд это требование удовлетворил, ответчики это решение оспаривать не стали.
Во-вторых, положительные подвижки были достигнуты "Цементумом" по шести судебным производствам, инициированных неизвестными юрлицами. Напомним, они обвиняла производителя цемента в неисполнении договоров поставки, требуя возмещения средств на общую сумму около 2,5 млрд руб.
- По всем делам суды оставили исковые заявления без рассмотрения — никто из истцов ни разу не явился ни на одно заседание.
В-третьих, холдинг подал встречные иски ко всем задействованным в этих историях компаниям, чтобы доказать отсутствие любых отношений с ними.
- На сегодня все шесть наших исков уже удовлетворены арбитражным судом города Москвы, так что этот вопрос тоже можно считать закрытым, - резюмировал Максим Гончаров.
Проблемы с оборудованием
А вот вопрос с оборудованием и диверсификацией производства, видимо, пока остается открытым. Из-за санкций производители столкнулись с изменениями в логистике, сроках поставки, поставщиках. Серьезная проблема — поддержание надлежащего технического состояния оборудования.
- Большинство современных цементных заводов в России в свое время приобретались под ключ в Германии, Дании, Франции. Китайские заводы стали появляться относительно недавно, и их пока не так много. Так вот, поставки запчастей из Европы сегодня стремятся к нулю. За оставшиеся возможности идет серьезная борьба. Причем сложности с логистикой начались еще на фоне пандемии. В целом запчасти для цементных производств с начала пандемии по настоящее время подорожали на 40–70%, - рассказал руководитель.
В "Цементум" еще три года назад начали искать альтернативных поставщиков запчастей, используя принцип обратного инжиниринга — когда те или иные детали полностью копируются на чертежи, а заказы размещаются у других производителей. Сегодня 70% запчастей, ранее ввозимых из стран ЕС, приходится на Китай, Индию, Турцию и другие азиатские страны.
Правда, совсем без Европы обойтись не удается: в России, например, совсем нет машиностроительного производства для заводов сухого способа производства цемента — печей, редукторов, все закупается за рубежом. Производители написали об этой потребности в программном документе «Союзцемента», представленном в минпромторг РФ.
Есть сложности и с отечественным программным обеспечением. Ранее как филиал "Холсима", российские предприятия использовали зарубежные приложения. Теперь же стоит задача за короткий срок перейти на локальные аналоги.
Несмотря на сложности, "Цементум" намерен продолжить начатую три года диверсификацию производства, расширяя линейку продуктов на основе цемента собственного производства и бизнес в сфере нерудных материалов. Компания сформулировала инвестпрограмму до 2028 года. Она затрагивает завод в Подмосковье (более 2 млрд рублей), предусматривает запуск завода по производству щебня в карьере Шокшинский кварцит (711 млн. рублей), завод ЖБИ в Щурово (353 млн рублей).
Напомним, на заводе в Вольске в 2017 году была завершена пятилетняя модернизация с объемом инвестиций более 280 млн евро.
Альтернативное топливо
Завод в Вольске в новой инвестпрограмме Максим Гончаров не упоминал, хотя как раз здесь может получить развитие проект, связанный с применением альтернативного топлива. Речь о хвостах - части твердых коммунальных отходов, которая после сортировки и сепарации не подлежит вторичной переработке.
Сегодня по этой технологии "Цементум" замещает около 17% природного газа, она используется на заводах во Ферзиково (утилизировано 300 тыс. топлива, что равно небольшому мусорному полигону) и в Щурово. Сжигание ТБО позволяет получить и тепло, и сырье для клинкера, в дальнейшем используемого при производстве цемента.
- Наша инвестиционная программа предусматривает увеличение помольных мощностей на всех предприятиях, что даст возможность использовать золы и шлаки в качестве минеральных добавок, увеличивая долю выпуска добавочных цементов. Это позволит значительно нарастить объем производства цемента в короткие сроки без существенных вложений. Такие инициативы активно поддерживаются правительством России в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», - заметил Гончаров.
БВ писал, что в 2021 году на заводе в Вольске на встрече с общественностью и представителями власти уже обсуждали применение этой технологии. Г-н Гончаров также говорил о ее безопасности для экологии, обещая экскурсии на заводы в других регионах.
Хотя эксперты не столь уверенны, считая, что при сжигании ТБО в воздух попадают токсичные элементы. Образующаяся же при производстве цемента в процессе сжигания летучая и осадочная зола вновь добавляется в цемент, что делает построенные из этого материала здания крайне токсичными для человека и окружающей среды в целом.
В России концерн Holcim управлял четырьмя цементными заводами и тремя карьерами по добыче нерудных материалов. В феврале концерн заявил об уходе из страны и передаче активов российскому менеджменту. Они были объединены под брендом "Цементум", зарегистрированном на АО "Новая группа". Ее руководитель, как и глава всех заводом в России - Максим Гончаров. Завод ООО «Холсим (Рус)», находящийся в городе Вольске Саратовской области, пока остается с прежним названием как, впрочем, и остальные предприятия группы. Учредители тоже не поменялись, но несколько изменили свои доли: ОАО «Холсим(Рус) СМ» увеличила ее на 0,66% - до 99,82%, немецкая Holcim Auslandbeteiligungs GmbH на столько же уменьшила свою долю, оставшись с 0,18%. Выручка за 2022 год составила 7,6 млрд рублей, увеличившись на 33%. У компании появилась чистая прибыль впервые за последние пять лет: она выросла с 831,8 млн рублей. В 2020 году ООО фиксировало убыток в 3,2 млрд рублей.
Цементум называется по-новому, но ведет себя как Holcim
Глава российского менеджмента компании "Цементум" (ранее - Holcim Russia) Максим Гончаров рассказал о том, как предприятия группы справились с попыткой рейдерского захвата и о планах по сжиганию ТБО в заводских печах.