Что означает на практике новый срок Владимира Путина?
Во-первых, это итоговая константация давно случившейся смерти публичной политики в РФ. Во-вторых, это закономерный перевод РФ в разряд стран Третьего мира в политическом смысле. Если не заниматься кликушеством, а представить все в виде простой системы, то она в нашем мире выглядит пока так:
— страны Первого и отчасти Второго мира имеют сменяемую и выборную формальную политическую власть на всех уровнях. Либо прямо, либо косвенно (парламентская или президентская республики). Это обеспечивает легальную трансляцию политической власти и делает практически невозможной (или маловозможной) ситуацию государственного переворота со всеми вытекающими последствиями. Проще говоря, это обеспечивает легитимность самой власти, что признают все политические силы.
— некоторое исключение представляют собой сохранившиеся монархии, однако и они довольно серьезно мимикрировали, превратившись в парламентские со всеми теми же выборами и легальной сменой формальной политической власти. В ряде случаев самые прогрессивные монархии трансформируются во временные: например, в 2013 году королева Нидерландов Беатрикс отреклась от трона, в 1980 году тоже самое проделала ее мать, королева Юлиана, а в 1948 году — ее бабка, королева Вильгельмина.
В большинстве стран Третьего мира и некоторых государствах Второго мира наиболее распространенным типом политического режима являются авторитарная или олигархическая диктатуры. Все они устроены крайне просто:
— на вершине пирамиды стоит обожаемый отец народа, вождь нации, солнцеподобный лидер и так далее;
— раз в 5-10 лет для проформы проводятся формальные выборы (ибо не монархия), которые "друг всех людей" обычно выигрывает;
— политического процесса в таких странах нет, публичная политика либо уничтожена полностью, либо редуцирована до состояния дворцового зоопарка;
— отсутствуют легальные механизмы трансляции политической власти.
Как правило, концовка правления почти каждого подобного "отца народов" приходится на вооруженный переворот или дворцовый заговор с продолжением в виде гражданской войны и убийствами оппонентов. После свержения/смерти вождя на его место обычно усаживается новый автократ, при котором все повторяется. Наглядный пример 2017 года — свержение в результате военного переворота правившего 30 (37) лет в Зимбабве Роберта Мугабе. Его преемником стал его бывший соратник Эммерсон Мнангагва по кличке "Крокодил". В ряде таких государств иногда образуются даже династии диктаторов. Так что такие режимы могут быть достаточно устойчивыми и не всегда приводить к экономическому краху, особенно это касается стран Юго-Восточной Азии (Тайвань, Сингапур, Япония, Южная Корея), которые после десятилетий "диктаторских" правлений сейчас медленно, но верно демократизируются.
Поэтому актуальный вопрос заключается в том, будет ли оформившаяся в РФ диктатура африканского или азиатского образца? Различий между ними формально много, но в конечном итоге их можно выразить через одну формулу, которая относится более к области экономики: что является преимущественным источником прибавочного продукта в таких странах? У большинства диктатур "африканского типа" — это природные ископаемые и сырье. У "азиатских диктатур" — труд человека (пусть даже низко оплачиваемый). Как многие уже догадались, РФ стоит на рельсах, которые поведут его именно в "прекрасное африканское далеко". Нравится ли это кому-то или нет. Добыча и экспорт углеводородного сырья, а также металлов, удобрений, леса и зерна являются основой российской экономики.
И ждать от следующих сроков Путина чего-то нового и необычного не стоит, это понимают все. Если цены на экспортные сырьевые товары будут высокими, РФ продолжит относительно комфортное существование, как это уже было в 2001-2014 годах (с кратким перерывом на 2008-2009 годы). Если же конспирологи правы и мир входит в стадию относительно низких цен на углеводороды, то у "путинской диктатуры" серьезно сужается коридор "благоденствия" и ей придется пойти на жесткие меры. Если бы все это касалось какой-нибудь Уганды с правящим в ней с 1986 года Йовери Мусевени, то это был бы один расклад. Но РесФед ведет сразу две войны, оккупирует часть территории соседнего государства (с точки зрения Запада), обладает еще не сгнившим до конца ядерным оружием и находится под все более ужесточающимися международными санкциями. То есть, это уже такой вот гибрид Уганды, КНДР и Ирана с перспективой венесуэлизации.
Поэтому тут сложно предсказать, как долго будет длиться "путинская диктатура". Если же рассуждать предельно абстрактно, то Путин вполне может надавить на газ и преспокойно отсидеть 12 лет до 2030 года. И потом еще добавить, ибо возраст в 77 лет для диктаторов не помеха. Например, 77-летний правитель Казахстана Нурсултан Назарбаев находится у руля уже более 28 лет (с 1989 года), а сыгравший в прошлом году в ящик Ислам Каримов правил Узбекистаном до 78 лет. Так что ужас ряда нынешних наблюдателей в духе "как нам с этим жить еще шесть-двенадцать лет" — немного наивен. По меркам мирового клуба диктаторов, "Путин" — довольно молодой экземпляр, "правивший" всего-то 14 лет (с учетом медведевского "пересменка" — 18 лет). Его полный хронологический аналог — алжирский президент Абдель Азиз Бутефлика, управляющий страной с 1999 года и не вызывающий фактом своего диктаторства никакого неудовольствия у Запада.
Тогда как Муаммар Каддафи правил Ливией 42 года, Жозе Эдуарду душ Сантуш возглавлял Анголу 38 лет, а правящий до сих пор Экваториальной Гвинеей Теодоро Обианг уже побил этот рекорд (он у власти с 1979 года). Да и в северной Евразии Путин тоже не рекордсмен. Помимо уже упоминавшихся Назарбаева и Каримова форы ему даст правитель Белоруссии Александр Лукашенко, находящийся бессменно у власти 23 года.
Четвертый срок Владимира Путина и угандизация России
В РФ оформляется классическая диктатура "африканского образца".