В Дагестане продолжается большая антикоррупционная чистка. Под следствием за получение взяток оказался бывший замминистра здравоохранения Республики Мазай Рамазанов, около года проработавший под руководством нынешнего руководителя ведомства Татьяны Беляевой.
Впрочем, запускать руку в бюджет он мог еще при прежнем министре Джамалудине Гаджиибрагимове и экс-главе РД Владимире Васильеве. Похоже, вместе он могли немало обогатить предпринимателя и академика Российской академии медико-технических наук Александра Матюшина, да и других прозорливых поставщиков.
Подробности в материале корреспондента The Moscow Post в Дагестане.
Мазая Рамазанова задержали на территории Ставропольского края. Его и еще нескольких предполагаемых подельников доставят в Дагестан, где проведут следственные действия.
По версии следствия, с января 2019 по декабрь 2021 года Рамазанов через посредника получал от индивидуального предпринимателя взятки в размере 10% общей суммы каждого госконтракта, заключенного Минздравом республики на поставку медицинского оборудования. Общую сумму полученных денег следователи оценили как минимум в 87,7 млн рублей.
Как раз в этот период происходила "пересменка" руководства Республики на фоне множества коррупционных скандалов. Место бывшего главы РД Владимира Васильева занял Сергей Меликов. А назначавший Рамазанова замминистром Джамалудин Гаджиибрагимов "уступил" место новому министру Татьяне Беляевой. Т.е., если версия следствия подтвердится, тянуть из бюджета могли уже при них.
Интересен следующий момент: следствие прямо говорит, что речь идет о взятках от некоего индивидуального предпринимателя, но имени его не называет. По нашей информации, речь может идти об ИП Александре Иванове из подмосковного Щелково. Это один из крупнейших ИП, поставлявших в Дагестан медицинское оборудование, конкретно - аппараты ИВЛ.
Общая сумма госконтрактов Иванова с республиканским Минздравом - 142 млн рублей. Еще 707 тыс. он получил от региональной поликлиники №3. И это единственные госконтракты и контрагенты этого ИП. Ранее же он и вовсе мог заниматься риэлторской деятельностью, никакого отношения к медтехнике не имел.
Аппараты закупались у единственного поставщика. И, очень вероятно, по сильно завышенным ценам. Обратим внимание на то, что происходило это в период пандемии коронавируса, когда на подобном наживались многие чиновники. Получается, наживались на здоровье людей.
Академия коррупции
Однако, кто же может стоять за господином Ивановым? Определить это можно по самим аппаратам. Иванов поставлял технику под маркой Alia, которую производит немецкая компания F. Stephan GmbH. Одним из немногих, если не единственным дистрибутором их аппаратов ИВЛ в России (по крайней мере, до начала СВО) являлось московское ООО "ТехноМедИмпорт".
Последнее на 80% принадлежит предпринимателю и академику Российской академии медико-технических наук Александру Матюшину. Он же владеет холдингом ТРИММ - дистрибьютором продукции F. Stephan GmbH в России с правом послепродажного обслуживания. Как раз в этот холдинг и входит и ООО "ТехноМедИмпорт". При этом напрямую это ООО госконтрактов не имеет. Это могло делаться как раз для того, чтобы в отношении структур Матюшина не возникло подозрений в случае проблем с правоохранителями.
Хочется обратить внимание на то, что первый контракт с ИП Ивановым был заключен в марте 2020 года, тогда как следствие говорит о том, что взятки Рамазанов мог получать с января 2019 года. Это противоречие лишь на первый взгляд: ИП Иванов мог быть "связным" между тем же Матюшовым и Минздравом РД, да и другими органами власти по другим закупкам и вопросам. Других подробностей следствие не приводит.
Напомним, что обыски в Минздраве по поводу хищений при закупке медтехники проходили еще в 2018 году. Тогда под следствием оказался другой замминистра - Хаджимурад Мирзабеков. Т.е. это целая коррупционная система, которая воспроизводит себя из года в год - меняются лишь персоналии и поставщики.
Отметим также, что исполнение ряда контрактов с Ивановым было прекращено. Возможно, часть своих обязательств он просто не выполнил. Тем не менее, с ним контрактовались дальше. Как пишут "Новые известия", правоохранители выяснили, что некоторые поставленные ИВЛ не отвечали требованиям госконтрактов по качеству. Видимо, все дело как раз в этом.
Академик Александр Матюшин выступает учредителем 17 юридических лиц. И, в отличие от "ТехноМедИмпорт", многие из них получают огромные деньги по госконтрактам с другими регионами. ООО "Тримм Северо-Запад" имеет в своем портфеле соглашений на 557 млн рублей, ООО "Тримм-Юг" - на 138 млн рублей, ООО "ТМС" - на 1,7 млрд рублей. Есть и другие. Это целая империя по поставке медицинской техники в медучреждения по всей стране.
Почему же Матюшин мог действовать через "прокладку" в Дагестане? Дело в том, что к этой Республике - особое внимание у ФСБ. Раз в пять лет там проходят масштабные антикоррупционные чистки, одну из которых мы как раз наблюдаем. Нынешние хищения в Минздраве тоже были выявлены и расследовались как раз по линии ФСБ.
Еще один интересный факт - многие компании Матюшина также поставляют технику для подведомственных ФСБ учреждений. При этом бывший глава РД Александр Васильев, при котором мог начать зарабатывать Рамазанов - выходец из МВД. Точно также, как и нынешний глава Республики Сергей Меликов начинал службу в структуре МВД, затем - Росгвардии. По слухам, оба, и Васильев, и Меликов, могут иметь непосредственное отношение к органам госбезопасности. Судя по всему, в таком особенном регионе, как Дагестан, других руководителей просто не может быть.
То есть Александр Матюшин мог банально бояться, что чекисты могут быстро на него выйти - тем более, его компании занимаются поставками в медучреждения ФСБ.
Коррупционная порука Минздрава
Возникает вопрос - если вина Мазая Рамазанова будет доказана, не получится ли, что за собой он утянет бывшего и нынешнюю глав Минздрава РД Гаджиибрагимова и Беляеву? Очень может быть. Но не обязательно по этому делу. Регион регулярно сотрясают коррупционные скандалы, в том числе, связанные с закупками медицинских препаратов и оборудования.
Ведомство выступало заказчиком по госконтрактам на 43,7 млрд рублей. На первом месте - ООО "Дагмедтехника" с суммой свыше 2 млрд рублей. Эта же компания выступала поставщиком для структуры "Ростеха" ООО "РТ-Соцстрой". Общая сумма соглашений ООО - 3,4 млрд рублей.
Фирма принадлежит ООО "Медфармаснаб", которым владеют Гитихма Магомедов и Нурмагомед Алхасов. Может ли Магомедов быть связан с печально известными братьями из ГК "Сумма" Зиявудином и Магомедом Магомедовыми - неизвестно. Но последние были крайне сильны в Дагестане, почти ни одна сфера заработка денег без них не обходилась. Сейчас они отбывают длительные тюремные сроки за создание ОПС, хищения и мошенничество.
Мы вспомнили про "Дагмедтехника" не только потому, что они крупнейший поставщик. Но и потому, что ранее они признавались ФАС виновными в заключении картельного сговора, приведшего к искусственному поддержанию цен на аукционах по поставке лекарств, медицинских изделий и услуг по обслуживанию и ремонту медтехники в Республике Дагестан в 2015–2018 годах. Как раз при Васильеве и бывшем главе Минздрава Гаджиибрагимове.
К 2018 году Гаджиибрагимов лишь недавно вступил в должность. До него был Танка Ибрагимов, который ушел с должности на фоне коррупционных скандалов. А вот осудили его только в 2021 году, и вовсе не за хищения, а за растрату в 1,5 млн рублей, выделенных на выплату денежного содержания сотрудников аппарата министерства. Его приговорили к году лишения свободы, но весь этот срок он уже отбыл на домашнем аресте. Его отпустили прямо в здании суда.
Скандалы в здравоохранении Дагестана не прекращаются и сегодня, а особо бурным цветом расцвели в период пандемии. Складывается впечатление, что вяжут лишь мелких рыбешек, тогда более крупная рыба или вообще не попадает в поле зрения следствия, или отделывается небольшими наказаниями. Неужели следующей, кого привлекут к ответственности, будет нынешняя министр Татьяна Беляева? Похоже, в регионе серьезнейший дефицит порядочных чиновников.
Дагестанский минздрав залечили взятками
Продолжаются задержания чиновников ведомства.