Давид Якобашвили вернулся в Москву, о чем лично рассказал РБК. По словам бизнесмена, он приехал «на несколько дней».
С уголовным делом, в рамках которого в июне 2019 года проходили обыски в принадлежащем ему музее «Собрание», «все нормально», сообщил Якобашвили. «Распространяться не могу, но все нормально», — сказал он.
В июне прошлого года Якобашвили сообщал Би-би-си, что не собирается возвращаться в Россию, до тех пор пока «с этим делом не разберутся». В его пресс-службе затем сообщили РБК, что цитаты бизнесмена, опубликованные в СМИ, «не соответствуют действительности ни по форме, ни по смыслу». Тогда там указывали, что визита в Москву у Якобашвили не запланировано, поскольку его основной бизнес не связан с Россией. Сам бизнесмен рассказал РБК, что не находится в стране с марта 2019 года. «Я здесь [в Европе] работаю и зарабатываю деньги, чтобы содержать музей «Собрание». В Россию пока не собирался ехать», — говорил он.
Якобашвили пережидал карантин из-за эпидемии коронавируса в своем доме в Монако. «Конечно, ситуация [с пандемией коронавируса] всех застала врасплох. Я не мог себе представить, что и такое в жизни нужно будет пройти. Самолетом или услугами бизнес-авиации я сейчас не пользуюсь. Во Францию могу к сестре поехать, передвигаюсь только из города в город, пешком или на мотоцикле, а больше никак», — говорил он Forbes в начале мая.
«Конечно, я не могу приехать в Москву, хотя мне нужно, в Париж мне нужно — я не могу поехать, в Лондон мне нужно — я не могу поехать», — отметил тогда бизнесмен. И добавил, что уже больше месяца сидит на одном месте. «Бизнес во многом заглох. На рынке ценных бумаг только можно работать, но не более того», — утверждал он.
Якобашвили — один из основателей компании «Вимм-Билль-Данн», которую вместе с партнерами продал PepsiCo в 2011 году. Сейчас он совладелец компании Petrocas, которой принадлежит порт Поти в Грузии, а также сеть из более 200 автозаправок в Грузии, Армении, Азербайджане и Казахстане. Бизнесмену также принадлежит «Биоэнергия», владеющая месторождениями торфа в центральной части России.
Forbes оценивает состояние Якобашвили в $750 млн. В рейтинге 200 богатейших бизнесменов России он занимает 136-е место.
ФСБ провела обыски в музее «Собрание» в июне 2019 года. Следственные действия были связаны с уголовным делом, которое завели по жалобе партнера Якобашвили по бизнесу Бориса Минахи. «Ведомости» указывали, что дело было заведено по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Источник РБК говорил, что Минахи пожаловался на попытку рейдерского захвата Ейского портового элеватора.
Якобашвили контролировал его как минимум до лета 2016 года через ТД Ейского портового элеватора (владел 51%). Минахи бизнесмен «дал в долг» контрольный пакет акций этого элеватора. Бизнес-партнер Якобашвили и еще один совладелец — Объединенная зерновая компания (ОЗК, владела 46%) не смогли договориться об объеме инвестиций. ОЗК выставила свою долю на аукцион, Минахи его выиграл, но отказался финансировать сделку. В итоге акции за $18 млн выкупил Якобашвили.
Давид Якобашвили заехал в Москву ненадолго
Бизнесмен уехал за границу после обысков в его музее «Собрание». Уголовное дело завели по жалобе бизнес-партнера Бориса Минахи, сообщившего о рейдерском захвате Ейского портового элеватора.