После пяти лет следствия Вахитовский райсуд приговорил четверых участников преступного сообщества обнальщиков к реальным срокам, «выдав» на всех 11 лет заключения. Как увидел корреспондент «БИЗНЕС Online», три года подследственной жизни на свободе расслабили мошенников, реальных сроков заключения они не ожидали. Пятый участник вину признал, сотрудничал со следствием и уже амнистирован.
ОБНАЛ ЗА 4 ПРОЦЕНТА
17 ноября Вахитовский районный суд Казани поставил точку в уголовном деле пятилетней давности. Сразу же после приговора четверых обвиняемых арестовали в зале суда и заковали в наручники. По версии оперативников управления экономической безопасности и противодействия коррупции при МВД по РТ, «банкиры» прогоняли деньги через профсоюзы и зарплатные карты, оформленные на подставных лиц, оставляя себе скромные 4%. Всего через 16 нелегитимных фирм было отмыто 1,6 млрд рублей, на которых так называемые обнальщики смогли заработать 48,5 млн рублей (о том, как проходили судебные заседания, можно почитать здесь).
Назначенное на 9:00 заседание, на котором ожидалось чтение приговора, началось минуту в минуту. Никто из родственников не пришел в зал поддержать подсудимых, только два человека скромно ожидали решения в коридоре. После последнего слова подсудимые две недели находились в ожидании судьбоносного приговора. Появившись в зале суда, они скромно сняли верхнюю одежду и заняли свои места. Молодые люди были одеты просто: джинсы и свитера, а 56-летний казанский предприниматель Олег Петров (по версии следствия, инициатор афер) пришел в синих спортивных штанах и свободной кофте. Еще в начале заседания Петров поинтересовался у своего защитника Владимира Гусева, сколько по времени продлится чтение приговора. Уголовное дело насчитывает 114 томов, поэтому процесс обещал затянуться на несколько часов. Однако судья Артур Сафин, известный нашим читателем по делу о налете на ТЦ «Алтын», принял решение огласить только резолютивную часть приговора.
Напомним, на скамье подсудимых оказались председатель исполкома региональной общественной организации «Профсоюз работников наемного труда „Столица“» Олег Петров, его сын — 33-летний Юрий Петров, зять — 29-летний владелец ООО „Промпроект“ Денис Лгач, а также знакомый — 34-летний начальник отдела продаж ООО «Мир визажа» Ленар Хасанов. Стоит отметить, что Петров-старший — учредитель четырех профсоюзных организаций, включая российский профсоюз строителей и работников смежных профессий, куда входили все члены группы. Сама организация была создана в 2006 году и принадлежит четырем физлицам: отцу и сыну Петровым, Хасанову, а также некоей Аде Батрасовой.
ПЯТЫЙ ФИГУРАНТ ОТДЕЛАЛСЯ УСЛОВНЫМ СРОКОМ
По версии оперативников УБЭП, преступное сообщество создал в 2011 году ранее судимый за неуплату налогов Петров-старший. Вместе с сыном они занимались созданием фирм-однодневок. Чуть позже к нелегальному бизнесу подключились остальные участники. Роли были четко распределены. Петров-старший решал, с каким клиентом стоит работать, и определял процентную ставку по оказанию услуг, его главным помощником и заместителем был его сын. Петров-младший подбирал клиентов и подставных лиц. Пятый фигурант дела выполнял функции бухгалтера и следил за грамотностью оформления финансовых документов. Лгач был специалистом по черному обналу, а Хасанов вел расчеты с клиентами. Подробнее о личности пятого фигуранта расскажем позже.
Следствие утверждало, что преступления совершались с января 2011 по июнь 2014 года, а первая сделка состоялась 13 декабря 2012 года. Клиенты, желавшие сэкономить на налогах и выдать зарплату в конвертах, создавали фиктивные затраты, в рамках которых перечисляли деньги фирмам-однодневкам, зарегистрированным Петровым. Эти фирмы разбрасывали деньги по зарплатным картам, оформленным на уже умерших людей или тех, кто не имел представления об их существовании. Операция «Обналичивание» завершалась в банкомате опустошением счетов. В 2014 году фигурантам дела была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, который продлился порядка 6 месяцев. Последние три года до вчерашнего дня обвиняемые находились под подпиской о невыезде.
Любопытно, что свою вину в совершении преступления признал только пятый мошенник — 31-летний гендиректор ООО «Мир визажа», строительной компании «Городгрупп», «Арт-синема», «Грант-м» Дмитрий Лисенков. Следствие полагает, что именно он играл роль бухгалтера. Лисенков, в отличие от своих подельников, вину признал, содействовал следствию и уже амнистирован (по решению суда в сентябре 2015 года ему было назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно). Остальные фигуранты дела свою вину не признали, а следствие, по информации нашего издания, не предлагало заключить подследственным досудебное соглашение.
Всем подсудимым, за исключением Лисенкова, были предъявлены обвинения по п. «а», «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ («Незаконная банковская деятельность организованной группой с извлечением дохода в особо крупном размере»).
11,2 ГОДА ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ЧЕТВЕРЫХ
Подсудимых приговорили к реальному сроку, свое наказание они будут отбывать в колонии общего режима. Так, Петров-старший потеряет 4,5 года свободы, а также будет вынужден выплатить штраф в размере 1 млн рублей. Его сына суд приговорил к 2 годам и 8 месяцам лишения свободы и штрафу в 700 тыс. рублей, Лгач и Хасанов получили по 2 года колонии и 500-тысячному штрафу каждый.
По реакции подсудимых было заметно, что они не ожидали услышать настолько суровое решение. 11 минут, в течение которых служитель Фемиды зачитывал вердикт, Петров-старший тяжело дышал и заметно нервничал. Когда Сафин удалился из зала заседания, «банкиры» остались с растерянным видом, будто не знали, что делать дальше. Однако помощник судьи знал — он набрал телефонный номер и пригласил конвоиров. Петров-младший остался сидеть на лавке, опустив голову на руки, а его отец подошел к своему адвокату. «Твою мать...» — произнес перед появлением конвоиров Петров-старший.
На выходе из зала заседаний к корреспонденту «БИЗНЕС Online» подошел мужчина, поинтересовавшийся приговором судьи. Особенно его волновала личность Хасанова: мужчина оказался его отцом. «Закрыли ни за что...» — расстроенно произнес он. Позже конвоиры пригласили отца подсудимого в зал заседаний, видимо, дав возможность попрощаться с сыном. Со значительным опозданием в коридоре суда появилась женщина. На вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» она отвечать не стала, лишь отметив, что пришла по другому процессу. Увидев закованных в наручники подсудимых, она схватилась руками за лицо, после чего удалилась. Стоит сказать, что у каждого подсудимого, кроме Петрова-старшего, есть малолетние дети. Как рассказал Петров-младший в своем последнем слове, его семья находится в ожидании третьего ребенка.
Гусев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что подсудимые получили чрезмерно суровый приговор, который он будет обжаловать в ближайшее время.
Дело «черных банкиров» обернулось для четверых обнальщиков 11-летним заключением
Вину в отмывании 1,6 млрд рублей через 16 подставных фирм подсудимые не признали и покинули суд закованными в наручниках.