На суде по продлению меры пресечения для Владимира Швецова-младшего прозвучала информация о новом эпизоде: обвиняемого в особо крупном мошенничестве подозревают в выводе из конкурсной массы банкротящегося предприятия прав требования на 30 млн рублей. Выяснилось также, что уголовное преследование Швецова началось еще летом, но дело тогда сразу закрыли.
ДЕЛО ШВЕЦОВЫХ: КАК СЕМЕЙНОМУ КЛАНУ ПРИПОМНИЛИ КРЕДИТ 11-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ
Считанные минуты потребовались федеральному судье Сергею Аптулину, чтобы определиться с решением о продлении домашнего ареста для Владимира Швецова-младшего, фигуранта громкого дела о мошенничестве и, одновремено, сына бывшего министра транспорта РТ – Владимира Швецова. Резонансное расследование началось в следственном комитете в ноябре – после многомесячной проверки оперативников УБЭП.
В основе расследования дела минувших дней. В 2006 году ЗАО «Авангард» получило в «АК БАРС» Банке кредит – 156 млн. рублей на 9 лет. Компанией на тот момент руководила одна из дочерей Швецова-старшего – Эллина Шайер. Само предприятие на 100% принадлежало ЗАО «Гармония», которым руководила ее родная сестра Инесса Дроздецкая.
Кредит в банке был получен под залог имущества, «Авангард» предложил 7 зданий площадью 4 тыс. кв. м в Набережных Челнах и земельный участок, взятый в долгосрочную аренду у муниципалитета, площадью 8,5 гектаров. Все это принадлежало ПАО «Пассажирский автотранспортный комбинат», учредителем которого являлось минземимущество. В 2015 году по кредиту образовалась задолженность в 40 млн. рублей. Кредитные обязательства были переуступлены, и права требования перешли к ООО «Союздорстрой 10», которым руководит Швецов-младший. Кредит был успешно погашен, но имущество «ПАК» так и осталось в залоге – теперь у фирмы сына экс-министра.
Сам «ПАК» к этому времени поменял собственника и стал частной компанией. В 2017 году организация, руководит которой один из ближайших людей главы семейного клана Марат Исламов, продала свое имущество челнинскому ОАО «РИАТ». Однако активы были в залоге, и на снятие обременения требовалось разрешение Швецова-младшего. И, как считают следователи и оперативники, сын бывшего высокопоставленного чиновника согласился дать добро на сделку, тем самым снял обременение. Но сделал он это с двумя условиями: перечислении 60 млн. рублей и смене должника с ЗАО «Авангард» на ООО «Технопромгрупп».
Как только сделка была оформлена, а 60 млн поступили на счета компании Швецова-младшего, деньги тут же были арестованы в рамках уголовного дела о мошенничестве. 14 ноября сын бывшего чиновника был задержан в центре Казани, а через 2 дня суд поместил его под домашний арест. Всего в деле 3 фигуранта – кроме Швецова-младшего его сестра Шайер, а также юрист Иркен Ихсанова.
НОВЫЙ ЭПИЗОД СВЯЗАН С БАНКРОТСТВОМ ЗАО «ПАК-ИНВЕСТ»
Начала заседания фигуранту дела пришлось ждать около двух часов – все это время он томился в коридоре, беседуя с адвокатом, недавним следователем 2 отдела по особо важным дела СК по РТ Ринатом Вильдановым. Символично, что именно этот отдел ведет дело против его подзащитного: следственную группу возглавляет замначальника Дмитрий Филин. В одном коридоре с обвиняемым сидели и его друзья, представившиеся «вольными слушателями». Они, к слову, приходили и на избрание Швецову-младшему меры пресечения.
В начале заседания выступил Ильнар Гайнуллин, который входит в состав следственной группы. Он повторил первый эпизод, обвинения по которому Швецову-младшему были предъявлены на следующий день после заключения под домашний арест. А затем заявил, что в отношении фигуранта возбужден дополнительный эпизод, связанный с деятельностью ЗАО «ПАК-Инвест», которым также руководил Швецов-младший.
Суть дела такова: в 2013 году компания в кредит получила 32 автобуса от «Лизинговой компании „Камаз“». В течение нескольких лет заемщик исправно выплачивал деньги по договору — всего не менее 30 млн рублей, однако в 2015 году у «ПАК-Инвест» возникли финансовые сложности. Сначала компания вернула 16 лизинговых автобусов, а затем и вовсе оказалась в бедственном положении, ее признали несостоятельной. Началась процедура банкротства.
Однако до начала процедуры, утверждает следствие, Швецов-младший как гендиректор ЗАО «ПАК-Инвест», переуступил договоры лизинга другой компании – ООО «ПАК-Инвест», которой также управлял. В итоге ООО получило право требования на выплаченные ранее 30 млн. рублей, а кредиторы банкротящегося ЗАО «ПАК-Инвест» этого права лишились. Соответствующие показания дал следкому дал конкурсный управляющий ЗАО «ПАК-Инвест» Денис Акбаров – это следует из письменных материалов дела, что были оглашены в суде. «Лизинговой компании и в том, и в другом случае никакого ущерба не причиняется. Разницы нет, с кем заключается соглашение. Следствие считает, что ущерб причиняется кредиторам, перед которыми не могли исполнить обязательства», – уточнил Гайнуллин. Следователь добавил – ущерб был причинен в том числе ФНС, налоговикам ЗАО «ПАК-Инвест» задолжал 18,1 млн рублей.
«У следствия есть основания полагать, что Швецов причастен к иным преступлениям, совершенным группой лиц и по предварительному сговору», – сказал представитель СК уже после того, как изложил фабулу нового эпизода. После этого он перешел к обоснованию необходимости продлить домашний арест Швецову. Стоит отметить, что судья Аптулин акцентировал внимание на том, что обстоятельства для продления домашнего ареста Швецова-младшего должны быть связаны с первым эпизодом, по которому и предъявлены обвинения.
Гайнуллин отметил, что срок предварительного следствия продлен еще на 2 месяца – до 9 марта. Следственные действия продолжаются, а Швецов, по мнению правоохранителей, может угрожать свидетелям и мешать ходу расследования. При этом, фигурант отбывает арест в доме, в котором кроме него прописаны родители, обе сестры, зять и дети. Судья поинтересовался – не мешает ли это следствию? Гайнуллин заверил, что пока в СК проблем с этим не замечают: сестра Швецова-младшего Шайер хоть и прописана в этом доме, но фактически проживает в другом месте. Судья Аптулин поинтересовался – допрошен ли отец обвиняемого? Следователь сказал, что пока допроса Швецова-старшего не было.
«ДОВОДЫ СЛЕДСТВИЯ ВО МНОГОМ ОСНОВАНЫ НА ПОКАЗАНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО»
После того, как в суде были оглашены материалы дела (они не сильно отличались от первого заседания), слово предоставили адвокату фигуранта. Защитник Ринат Вильданов предоставил суду ряд характеристик на подзащитного, награды Швецова-младшего. Кроме стандартного набора документов адвокат предоставил на обозрение суда весьма занимательный документ – оригинал постановления о прекращении уголовного дела в отношении Швецова Владимира Владимировича. Причем дело, как следует из постановления, было прекращено еще 10 июня 2017 года!
В чем была суть расследования и по какой статье преследовался тогда еще подозреваемый – остается неизвестным. Уже после заседания адвокат отказался раскрывать данную информацию на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».
«Прошу отказать по следующим основаниям, – прокомментировал ходатайство следствия адвокат. – Исходя из фабулы дела, мы видим, что имеет место быть фактически экономический спор между организациями»
Суть первого уголовного дела, по словам Вильданова, упирается в несогласия по условиям сделки одной из организаций – а именно «ПАК». «Хотелось бы отметить, что все соглашения подписывались добровольно», – отметил Вильданов.
Второй эпизод, по словам защитника, основан лишь на основании собранных материалов оперативниками, позиция Швецова-младшего даже не была изучена. Более того, с момента своего задержания он был допрошен лишь однажды – после предъявления обвинения. То есть формально и для соблюдения законности. После задержания у него были изъяты все средства связи, заграничный паспорт. То есть сбежать он не может, добавил адвокат.
Еще один фактор для отказа следствия – Швецов-младший продолжает занимать руководящую должность в «Союздорстрой». В его подчинении, по словам адвоката, 50 человек. «Домашний арест может привести к негативным последствиям как для самого предприятия, так и для сотрудников», – добавил Вильданов и попросил отказать в продлении домашнего ареста своему подзащитному.
Сам фигурант был как и всегда краток. Однако, согласившись с адвокатом, он рассказал чуть больше, чем во время ареста. «Считаю, что доводы следствия во многом основаны на показаниях потерпевшего, как себя заявляет сам Марат Исламов. Хотел бы поправить, что он до этого времени являлся генеральным директором фирмы „Авангард“ и руководителем фирмы ООО „ПАК“. И документы кредитного договора от имени „Аванграда“ подписаны лично им, и документы на имущество, которые оставлены были под залог, были подписаны лично им. Все те сделки, которые он оспаривает сейчас, и по которым заявляет о мошеннических действиях, были одобрены советом директоров всех предприятий. Соответственно, говорить о том, что мы ввели его в заблуждение – несостоятельно», – произнес Швецов-младший, попросив отказать в продлении домашнего ареста.
Уже через несколько минут суд вынес короткое постановление – ходатайство следствия удовлетворить, фигуранта оставить под домашним арестом до 9 марта. Впрочем, как утверждают наши собеседники, еще раньше в деле Швецовых следует ждать новых событий.
Дело клана Швецовых: «Говорить, что мы ввели Исламова в заблуждение, – несостоятельно»
Сын экс-министра транспорта Татарстана остается под домашним арестом, а следственный комитет предъявил ему новый эпизод.