В пятницу Басманный суд удовлетворил ходатайство следствия и санкционировал содержание в СИЗО до 20 апреля Глеба Фетисова — председателя партии «Альянс зеленых», бывшего члена Совета Федерации, профессора, члена-корреспондента РАН, миллиардера, который, по версии Forbes, с состоянием $1,9 млрд занимает позицию № 55 в рейтинге богатейших бизнесменов России. Арест Фетисова связан с тем, что до 21 ноября прошлого года он был владельцем 94,8% акций ООО «Мой банк».
Рассмотрение ходатайства следствия об аресте Фетисова началось только в восьмом часу вечера. В зал судебного заседания конвой завел миллиардера в наручниках. Он успел сказать, что «в стране начались политические репрессии».
Еще днем в пятницу представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин сообщил, что Главным следственным управлением СКР «возбуждено уголовное дело по факту вывода и хищения активов ООО «Мой банк», совершенного группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В результате незаконных действий по выводу активов ООО «Мой банк» не выполнило обязательства перед вкладчиками, а обязанности по их погашению на сумму свыше 6 млрд рублей были возложены на государственное Агентство по страхованию вкладов».
По версии следствия, Фетисов подозревается в организации и участии в этом преступлении.
Арестовали Фетисова в аэропорту «Домодедово», куда он прилетел из Франции, где находился около трех недель в связи с лечением.
Лидер «Альянса зеленых» Олег Митволь рассказал «Новой», что накануне ареста он разговаривал с Фетисовым по телефону:
— Глеб Геннадьевич знал о возбужденном уголовном деле и летел в Россию, чтобы прибыть на допрос в СКР. Он совершенно не волновался по поводу «визита к следователю», а после допроса мы планировали встретиться и обсудить вопросы партийного строительства.
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков считает, что арест Фетисова политически мотивирован, что это реакция силовиков на объединение «Альянса зеленых» и «Социал-демократов», возглавляемым отцом Дмитрия, опальным экс-депутатом Госдумы Геннадием Гудковым.
Объединительный съезд партий состоялся 25 января. В Минюст России поданы документы о регистрации новой политической структуры под названием «Альянс зеленых и социал-демократов». Известны планы Глеба Фетисова в ближайшие три года вложить не менее 720 млн рублей в развитие нового политобразования. При этом больше всего Фетисов собирался потратить на финансирование избирательных кампаний: 90 млн рублей в 2014 году, в 2015-м — 125 млн рублей, а в 2016-м —200 млн рублей.
Еще летом прошлого года Фетисов решил сосредоточиться на политической работе и начал продавать принадлежащие ему бизнес-активы. Речь идет о миноритарной доле (14,17%) в холдинге Altimo, владеющем телекоммуникационными активами Альфа-Групп, и контроле в фонде MyDeckerCapital.
Справка «Новой»:
Холдинг Altimo владеет 56,2% компании Vimpelcom. Под управлением Altimo находятся 13,2% турецкой компании Turkcell. С учетом того, что капитализация Altimo составляет около $16 млрд, пакет акций компании, принадлежавший Фетисову, стоил на момент сделки не менее двух миллиардов долларов.
Фонд MyDeckerCapital владеет 40% сети продуктовых магазинов NCS, работающих в Китае. По оценкам специалистов, 40% сети NCS стоит не менее $150 млн. С учетом целого ряда объектов недвижимости в Китае, также принадлежащих фонду MyDeckerCapital, продав фонд, Фетисов мог получить не менее $200 млн.
Единственный бизнес-актив, которым сегодня продолжает владеть Глеб Фетисов, — это кинокомпания «Фетисов — Тетерин Филмс», продюсировавшая фильмы «Майор», «В спорте только девушки», «Шеф-повар» и «Вий».
Летом прошлого года стало известно, что Глеб Фетисов ведет переговоры о продаже 94,8% капитала ООО «Мой банк». Новыми собственниками банка стали одиннадцать физических лиц. Сделка была заключена 21 ноября 2013 года.
Уже в декабре «Мой банк» начал испытывать трудности с проведением платежей и ограничил выплаты физлицам до 20 000 рублей в день. Центробанк вплотную занялся банком и всерьез рассматривал вопрос о его санации. Но к середине января эксперты ЦБ пришли к выводу, что санация ООО «Мой банк» бесперспективна, поскольку в балансе была выявлена дыра приблизительно в 10 млрд рублей. А 31 января ЦБ отозвал лицензию ООО «Мой банк».
Арест Глеба Фетисова выглядит как минимум странно. Хотя бы потому, что непосредственно в оперативном управлении банком Фетисов не участвовал. Более того, продав «Мой банк», Фетисов оставил на его счетах свои личные деньги — около двух млрд рублей. Кроме того, в материалах дел на сегодняшний день есть только один документ, в котором упоминается фамилия Фетисова, — это оперативная справка управления «К» ФСБ России, озвученная в ходе судебного рассмотрения ходатайства следствия об аресте экс-собственника ООО «Мой банк». Вызывает недоумение и то, что если преступление, предусмотренное ст. 159 УК РФ, совершено в составе организованной преступной группы, то почему следствие не добивается ареста топ-менеджеров банка, чьи подписи стояли под договорами и финансовыми документами, подтверждающими вывод активов? Более убедительную версию реальных причин ареста Глеба Фетисова «Новой» озвучил офицер ФСБ, знакомый с ситуацией, но пожелавший сохранить инкогнито.
По словам нашего источника, среди «жертв» ООО «Мой банк» якобы оказалась группа VIP-вкладчиков, у которых на депозитных счетах банка хранилось около двух млрд рублей. Наиболее известные из них — кинорежиссер Никита Михалков, потерявший более 300 млн рублей, и волейболистка Екатерина Гамова, хранивщая на депозите в «Моем банке» около 90 млн рублей.
В начале января, когда «Мой банк» перестал обслуживать клиентов, Никита Михалков якобы добился аудиенции у Владимира Путина и попросил содействия в возврате принадлежащих ему денег. Президент, по данным нашего источника, связался с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной, но она пояснила, что Михалков может претендовать на возвращение лишь застрахованных 700 тысяч рублей и что у ЦБ нет правовых возможностей «решить персонально» вопрос возвращения погоревшего вклада Никиты Сергеевича.
Во время сочинской Олимпиады Михалков, который, кстати, нес флаг на церемонии открытия Игр, снова смог встреться с Путиным и еще раз попросить «о содействии в возврате денег».
Так это или нет, но в дело вмешался уже СКР. Следователи ведомства Бастрыкина, возможно, обратились к Никите Михалкову с просьбой написать заявление о мошенничестве, гарантировав, что оно будет отозвано, как только Фетисов вернет режиссеру деньги, сгоревшие в «Моем банке».
Мы обратились к Никите Михалкову с официальным запросом: подтвердить или опровергнуть информацию об обращении к Владимиру Путину с просьбой о содействии в возврате денег — но к моменту завершения работы над материалом ответа не получили.
Практика свидетельствует об одном: СИЗО — типичный интерьер для заключения сделок формата «деньги в обмен на свободу».
Деньги, ничего политического?
Дело Глеба Фетисова задает новый тренд: теперь экономические разборки прикрывают «необходимостью» политического преследования.