Первый заместитель мэра Алексей Валов сообщил в личном твиттере, что снова уволился из администрации города Химки.
Оказывается, случилось это событие двадцать дней назад. Это уже второй уход Валова «по собственному». В прошлый раз, в октябре 2012-го, Алексей Васильевич ушел вслед за своим бывшим начальником — мэром Стрельченко. После восьмимесячного перерыва вернулся в июле прошлого года, уже к новому мэру — Шахову. Сроки прошлого перерыва в работе первого заместителя совпали с судебным разбирательством по покушению на химкинского активиста Константина Фетисова. Тогда на шесть лет был осужден Андрей Чернышев, пришедший в администрацию на должность помощника Валова и через год организовавший покушение на активиста. Один из организаторов нападения, Андрей Каширин, на суде утверждал, что заказ шел через Валова — именно он возглавлял совет директоров химкинского полигона ТБО (твердые бытовые отходы), из-за которого, по мнению следствия, и покалечили активиста. Однако дело по заказчикам, «неустановленным лицам из числа администрации городского округа Химки», было выделено в отдельное производство и, кажется, заглохло. «Новой» известно, что следователями также проверялась причастность Валова к покушению на журналиста Михаила Бекетова.
Об очередном уходе скандального зама с самой администрацией поговорить не удалось — сначала взяли время на «подумать», потом перестали брать телефон. Сам Валов сказал мне, что никаких конфликтов с новым мэром Шаховым в связи с неожиданным уходом не возникло: «Абсолютно ровно все прошло. Я сказал, что я устал. Ну есть обыкновенная человеческая усталость. Люди же не могут все время как механизмы работать. С 5 утра до 4 ночи. Хочу на пенсию». Но тут же оговаривается: «Работать пойду, конечно, планы есть».
Как и в прошлый раз, чиновник перед самым увольнением подписал немало документов, касающихся спорных строительных объектов на территории городского округа. Только из подписанных в последний день работы (10 февраля) — изменение назначения участка на улице Маяковского (с Дворца силовых видов спорта на автомойку и автостоянку), отмена планировки двух участков в центре Химок (и планируемая пристройка к школе на 300 мест рядом с перегрузившей район высоткой исчезает как дым), утверждение плана застройки другого — с магазином на месте сквера на Юбилейном проспекте. Им же назначены публичные слушания по многоэтажной застройке участка в частном жилом секторе Сходни.
Сходненские высотки, между тем, грозят стать новым очагом деятельного сопротивления. Это очень химкинская история. В частном жилом секторе — среди дач, домов, избушек — выкупается участок земли. Участок небольшой. Однако создается проект высотного комплекса, документы утверждаются в администрации, начинается продажа непостроенных квартир. И теперь Валов объясняет «Новой», что «не подписать нельзя было, там же обманутые дольщики». Для постройки жилья обманутым (с попустительства администрации) дольщикам нужно будет сносить дома нынешних сходненцев. Перед Новым годом жители частного сектора собрали 1000 подписей, и планы застройки были отменены, — но уже 17 января власть «передумала» и разрешила застройщикам продолжать разработку документов. На слушания местные пришли всем кварталом. Главный архитектор Химок Олег Муравьев, впрочем, масштаб будущей проблемы не оценил: «Все мнения внесены в протокол. Но мы не обязаны математически подсчитывать мнение жителей».
«Валов оставил богатое наследство», — мрачно шутят местные. Активисты-борцы против особого, химкинского пути застройки пока сосредоточены на старых объектах, оформленных Валовым, — ЖК «Весна» и деловой центр на месте парка «Дубки», занимающая сквер семнадцатиэтажка на улице 8 Марта, так называемый «дом-пробка» рядом с «Мегой» — всего около 30 объектов. Борьба застопорилась. «С его возвращением на должность суды начали вставать на сторону застройщиков. И я бы не стал называть это невезением, — говорит юрист Движения в защиту Химкинского леса и активист инициативной группы жителей 4-го микрорайона Алексей Дмитриев. — Стали пропадать наши документы, появляться другие… Теперь нам разгребать и разгребать».
Незадолго до самоувольнения Валова мэр Химок Шахов лег в больницу — и Валов на две недели получил приставку и.о. По словам Алексея Васильевича, именно в это время он «принял решение уйти». Бывший зам мэра конкретизировал «Новой»: особенную усталость вызывали строительные вопросы. «Ну, я считаю, что я все-таки по большому счету администратор. Строительные вопросы по большому счету факультативны для меня были. Я не имею специального образования, чтобы занимать эту должность. Мне очень много приходилось работать, чтобы наверстать пробелы в образовании. Я военный, а тут начал узкопрофилированную специфическую задачу выполнять. Поэтому я понял, что лучше мне освободить место профессионалам».
Но и при Стрельченко, и при Шахове Валов, помимо жестких разборок с активистами, занимался именно строительными вопросами: именно застройщики — его основная специализация. Более того, Алексей Васильевич видел свою миссию благородной: привлекал в бюджет города средства.
Мы можем предположить, что, как и в прошлый раз, уход Валова из администрации совпадает с наступлением горячих времен. Активисты «Марша против коррупции» только что обнародовали документы, свидетельствующие о доследственной проверке по взяткам в химкинской строительной сфере. Согласно этим документам, Раис Ахмадеев (он заменил Валова во время его «первого ухода») на допросе сообщил следователю Юсупову из химкинского следственного отдела подмосковного СК: мэр Шахов якобы принуждал его подготовить «в краткий срок» и «в соответствие с пожеланиями» документы для застройщика «Термосервис», объяснив, что за это дело им получено $2 миллиона. План застройки очередного квартала (ЖК «Новогорск») вопреки всякой логике не подразумевал объектов социальной и транспортной инфраструктуры, и Ахмадеев Шахова проигнорировал. И вскоре был заменен на Валова. Показания Ахмадеева косвенно подтверждает бывший начальник обеспечения градостроительной политики администрации Кублин: говорит, что уволился по требованию мэра — отказавшись подписать 14 проектных документов на тот же участок. В итоге спорные документы подписал подчиненный и друг Валова Нырков.
Перед Новым годом следователь Юсупов пишет рапорт начальнику: не хватило времени поговорить ни с администрацией, ни с «Термосервисом». И начальство время дает — до 10 января. Уже в середине января господин Шахов оказывается в больнице, его обязанности назначен исполнять Валов, который вскоре принимает решение скоропостижно покинуть администрацию.
«Новая», конечно, продолжит следить за судьбой нашего постоянного героя и химкинской администрации в целом. Надеемся, Следственный комитет также успевает отслеживать их маневры. Бывший мэр Химок Стрельченко, ушедший «по собственному» полтора года назад, уже, кажется, даже не в России.
«Железный» Валов ушел по собственному
Почему враг химкинских активистов, пересидевший даже мэра Стрельченко, попросился на волю при мэре Шахове?