Акционеры "Норникеля" со стороны "Русала" Олега Дерипаски пытались протолкнуть в совет директоров "Норникеля", Евгения Шварца.
Владимир Потанин в свою очередь, похоже, закономерно не хочет от компании большей независимости, и 27 февраля совет директоров никелевого гиганта отклонил это предложение.
В предпосылках и перспективах идущих споров разбирался корреспондент The Moscow Post.
А был ли инвестор?
Корпоративный конфликт перешел в новую стадию.
Для контроля за операциями внутри компании был создан финансовый комитет, который выполнял роль независимого оценщика движения денежных потоков, о чём информировал акционеров и выступал перед ними с предложениями.
Эта служба вроде как помогла на время урегулировать разногласия между "Русалом", "Интерросом" и "Криспиан" г-на Абрамовича. Но к 2023 году советом директоров было принято решение упразднить этот орган. Несмотря на протесты со стороны представителей Дерипаски Потанину это решение удалось продавить. Это дало ему возможность в очередной раз убрать препоны, мешавшие консолидировать власть в своих руках.
Примечательно, что это состоялось спустя неделю после того, как "Норникель" в очередной раз снизил дивиденды, прикрываясь благими рассказами о том, что денежные "излишки" будут направлены на инвестиции.
Только вот инвестициями в "Норникеле" со стороны г-на Потанина все меньше и меньше. Получивший компанию от государства в период приватизации, и, по сути, не вложивший в неё ни копейки, бизнесмен, и сейчас не особенно вкладывается в развитие стратегического актива.
Такой "Норникель" нам не нужен?
На предприятиях холдинга частенько происходят аварии, связанные в том числе с изношенностью используемых агрегатов. Чего стоит до сих пор расхлёбываемая история с разливом нефти под Новороссийском в 2020 году – когда в ближайшие к месту аварии водоёмы и почву попали более 20 тысяч тонн топлива. И это – официальная статистика, поговаривают, что цифра там сильно занижена.
За случившееся Потанина отчитывал сам президент Владимир Путин, заявивший, что, если бы "Норникель" своевременно поменял емкость, экологической катастрофы (а иначе это не назовёшь), можно было бы избежать.
И таких ситуаций, хоть и не настолько масштабных, за время "правления" Потанина накопилось целое множество. Сложнее назвать регион, который от пагубного воздействия не пострадал. Не далее, как в сентябре 2022 года произошло масштабное возгорание на промплощадке Кольской горно-металлургической компании ("Кольская ГМК") в Мончегорске.
Пожар тушили 12 часов, и лишь по счастливой случайности рабочие быстро успели эвакуироваться, и никто не погиб. Официальная причина – возгорание реагентов. Известно, что к предприятию постоянно приходили с проверками и постоянно обнаруживали проблемы, так что не удивимся, если "возгорание реагентов" – лишь верхушка айсберга.
В прошлом году предприниматель активно "терял" активы "Норникеля" - холдинг в судебном порядке лишился причальных стенок в порту Дудинки, государство также забрало у "Норникеля" 11 объектов "Норильской железной дороги".
На фоне этих случаев поползли слухи о том, что от Потанина пытаются избавиться потенциально из-за неэффективности управления. Не последнюю роль могло сыграть постоянное "выклянивание" у государства денег, льгот и субсидий для никелевого гиганта, который по всей логике давно должен был бы не нуждаться ни в каких "костылях".
"Насолить" Дерипаске
Возможно, Владимир Олегович занервничал, после чего в очередной раз обострился конфликт с Дерипаской. Напомним, что "Русал" подал к Потанину иск, обвинив его в убытках компании. Далее, как мы писали выше, был упразднён финансовый комитет. Причём на фоне этого Владимир Потанин в партнерстве с "Росатомом" нацелился на Колмозерское месторождение лития в Мурманской области. Как раз за полгода до того, как истекало спецсоглашение по финансовому комитету. Судя по всему, делиться этим добром с Дерипаской Потанин не намерен.
Ходили даже слухи, что Потанин пытался у бывшей супруги Дерипаски Полины Юмашевой выкупить её долю в En+ Дерипаски, чтобы получить рычаг давления на партнёра по "Норникелю". Но Юмашева, похоже, не стала вставать на сторону пришедшего к ней олигарха.
"Насолить" Дерипаске Потанин мог другим способом. В 2020 году Минфин США рассекретил часть материалов, которые стали основанием для введения санкций против Олега Дерипаски. Якобы среди этих оснований – участие Дерипаски в крупных российских инвестпроектах, например, связанных с Сочинской Олимпиадой. Эта закрытая коммерческая информация.
Как утверждают злые языки, якобы именно Владимир Потанин мог выступить тем самым тайным осведомителем, который передал OFAC (американское санкционное ведомство) сведения, что владелец "Русала" якобы является держателем активов чуть ли не политической верхушки РФ. При этом никаких доказательств этому широкой публике не представили.
Сам же Потанин довольно долго "юлил" от санкций – лишь летом этого года они были наложены со стороны Великобритании, впоследствии туда добавились Австрия, Канада и США. Сам "Норникель" до сих пор не под санкциями, предположительно из-за того, что является крупнейшим производителем никеля и платиноидов, от которых в значительной степени зависит общемировая экономика. Но даже такое вроде бы вольготное положение не помогает "Норникелю" находиться в стабильном финансовом положении.
Кто кого не тянет
К 2022 году выручка многих "дочек" структуры ушла в глубокий минус, часть из них была ликвидирована. Есть подозрения, что деньги, которые Потанин якобы пускает на инвестиции, на самом деле уходят в многочисленные офшоры, что ранее контролировали "Интеррос".
"Интеррос" ранее контролировала "Норникель" через кипрские холдинги Bonico Holdings Co, ICFI Cyprus, Montebella Holdings и британскую Sorange Investment. Часть акций была также у ЗАО "ХК Интеррос" с учредителем - Interros International Investments Ltd, который позднее сменился на Olderfrey Holdings Limited, связанную лично с Потаниным.
Возможно, такие подозрения есть и у Дерипаски, который не собирается потакать партнёру в его, похоже, не направленных на поддержание "Норникеля" и в целом России, "забавах" с финансами.
Дерипаска с Потаниным переходят в партер
Затяжной конфликт миллиардеров начинает смахивать на партизанщину.