На прошлой неделе ряд изданий сообщил,что старшую дочь недавно скончавшегося президента Узбекистана Ислама Каримова похоронили в Ташкенте. Позже появились опровержения, но какие-то вялые и непонятные. Вот только признавать факт смерти Гугуши Каримовой в Ташкенте не спешат. Дело в том,что на 4 декабря в бывшей советской республике назначены президентские выборы, и пройти они должны без эксцессов – все уже готовятся поздравлять Шавката Мирзияева. Который, возможно, и приложил руку к смерти Гугуши.
В сентябре «Наша Версия» поведала читателям историю о том, как преемника Каримова, премьера Шавката Мирзияева пытались окрутить с сидящей под домашним арестом непокорной Гугушей. Напомним: Мирзияев – этнический таджик. Для консервативного Узбекистана таджик на высшем государственном посту – это вызов. А ферганский таджик, да ещё и демонстративно испортивший отношения с ферганскими кланами узбеков, – вызов двойной. Протащить такого в президенты, конечно, возможно – специфика восточного понимания демократии подобные чудеса допускает. Но управлять страной Мирзияеву не дадут.
Если, конечно, не отыскать консенсус для местных элит. Таковым могла бы стать женитьба Мирзияева на Гугуше Каримовой. Свидетели подтверждают, что Мирзияева несколько раз привозили к Гугуше – чтобы они, так сказать, познакомились поближе. Но их встречи, по словам очевидцев, напоминали киношное свидание «кавказской пленницы» Нины с товарищем Сааховым. Гугуша ни в какую не соглашалась сближаться с преемником. И вот во время последней их встречи жених якобы неосторожно приложился к дочери президента. А та якобы неосторожно упала. Как было на самом деле, мы с вами едва ли узнаем, но слухи о смерти Гугуши стремительно расползлись по Ташкенту. Правда, больше муссируется версия об отравлении, нежели о непреднамеренном убийстве.
Кто и зачем распродаёт дома Гугуши в Крыму?
Косвенным подтверждением того, что Гугуши больше нет, стала новость из Крыма. В приморском Береговом – это неподалёку от Ялты – на торги вроде как выставили гостиницу и пансионат. Кипарисная улица, на которой расположены оба строения, – «первая линия» от моря. Такая недвижимость обычно находит новых владельцев в ходе негромких, келейных сделок. А тут вдруг чуть ли не публичная распродажа впопыхах. Странновато. Ещё и по датам всё сходится. Пишут, что Каримову похоронили 4 или 5 ноября, а о продаже крымских объектов, которые принадлежали лично ей и никому больше, сообщили 12 ноября.
Впрочем, о безвременном уходе Гугуши власти Узбекистана могут сообщить ещё до того, как у её недвижимости на Южном берегу Крыма появятся новые владельцы. Смысл тягостного молчания официального Ташкента заключается лишь в том, чтобы выборы Мирзияева прошли без сучка и задоринки. Не секрет, что Гульнара Каримова сама собиралась баллотироваться в президенты Узбекистана (собственно, из-за этого у неё и возник конфликт с отцом три года назад, в результате чего Гугуша оказалась под домашним арестом). И до последнего времени рейтинг популярности Каримовой-старшей был на порядок выше, чем у других вероятных соискателей высшей должности.
Того же Мирзияева или его оппонента, первого вице-премьера Рустама Азимова, которого нынче на выборах, к слову, тоже заблаговременно «оттёрли» подальше, как и Гугушу. В результате у властей попросту не остаётся выбора. Если о смерти Гугуши сообщить до голосования – восстанет Фергана. Тогда о том, чтобы протащить Мирзияева в преемники, можно будет забыть. Но если огласку печальной новости чуть отсрочить, то у ферганских мятежников не будет формального повода «майданить». А после выборов всех поставят перед уже свершившимся фактом. В стране – новый президент, бунтовать против которого запрещено законом. Смиритесь, ферганские.
Сын Каримовой косвенно признал, что его мать мертва
Говорят, будто бы спецоперацией по сокрытию факта гибели Гульнары Каримовой руководит лично Рустам Иноятов – шеф службы национальной безопасности. Он и сам с радостью выдвинулся бы в президенты – когда-то именно Иноятов считался преемником Каримова, – да не позволяет здоровье. Впрочем, Иноятова вполне устраивает и президент Мирзияев – своё традиционное хамство последний являет лишь менее влиятельным, чем он сам, смертным. А на Иноятова смотрит снизу вверх, как холоп на барина. Длинные руки Иноятова дотянулись даже до Лондона, куда, от греха подальше, Гугуша отправила своего старшего отпрыска Ислама Каримова-младшего.
Вместо того чтобы предъявить обществу живую и здоровую Гугушу, как того требуют оппозиция и ферганские, и дезавуировать тем самым любые сплетни и слухи, Иноятов, похоже, вынудил Каримова-младшего написать открытое письмо. И вот что написал сын Гугуши: «Весть о смерти моей мамы, Гульнары Исламовны, облетела весь мир. По этой причине я решил написать вам это письмо». Воистину, для проницательного читателя достаточно уже только этого заявления! А дальше внук Ислама Каримова продолжает: «Я хотел обратиться в посольство Узбекистана в Лондоне (чтобы прояснить ситуацию, жива Гульнара Каримова или нет. – Ред.), но потом моя сестрёнка Иман позвонила и развеяла все слухи». Другими словами, до самой Гульнары Каримовой её сын так и не дозвонился, а смог лишь поговорить по телефону с младшей сестрой, которая три года как сидит под арестом! Вот это поворот!
Открытым текстом внук Ислама Каримова факта смерти своей матери, разумеется, не признаёт, объяснимо опасаясь Иноятова. Но нужны ли иные слова, чтобы понять, что же, собственно, происходит? «Ислам Каримов-младший – «подушка безопасности» Гульнары Каримовой, – полагает узбекский политолог Камолиддин Раббимов. – Если с Гульнарой что-то случится, он первым раструбит об этом на весь мир, и новость нанесёт очень серьёзный, возможно, непоправимый репутационный ущерб для новой узбекской власти». Сообщит, но не раньше, чем пройдут выборы в Узбекистане. Ислам Каримов-младший – кто угодно, только не самоубийца.
Гугушу прокляла мать, мстя за младшую дочь
На недавних похоронах Ислама Каримова Гугуши не было. Были супруга покойного президента Татьяна и его младшая дочь Лола. Почему же проститься с отцом не позвали Гугушу? Дело в том, что Татьяна Каримова прокляла свою старшую дочь, так и не простив ей вынужденную разлуку со своей любимицей Лолой. Лет 15 назад Гугуше стало известно, что её тогдашний супруг Мансур Максуди изменяет ей с её младшей сестрой. Последовали громкий развод и бегство Гугуши из США, где они жили с Мансуром, с двумя детьми на руках (супруг намеревался отобрать у неё сына и дочь по суду). С тех пор сёстры более не общались – никогда.
Об этой грязной истории стало известно Исламу Каримову, и он повелел младшей дочери убраться из дома подальше, с глаз долой. С тех пор Лола постоянно жила за границей и бывала в Ташкенте крайне редко, от силы пару раз за год. Мать по ней очень скучала, виня в их разлуке невоздержанную на язык Гугушу. «Не уговоришь своего отца вернуть Лолу – прокляну!» – не раз угрожала Татьяна своей старшей дочери. И, по слухам, недавно сдержала-таки свою угрозу.
Так что же дальше? «Впереди выборы, легитимация новой власти, – размышляет эксперт Камолиддин Раббимов, – и в этих условиях для неё было бы кошмаром начинать свой путь с ликвидации члена семьи бывшего президента. Всё, о чём мечтают новые власти касательно Гульнары, – избежать излишнего шума и вреда». Вот только едва ли им это удастся. Была бы Гугуша жива – её, пожалуй, предъявили бы общественности. Или, во всяком случае, хотя бы собственному сыну. При этом стоит помнить, что происшествия подобного рода, как правило, не проходят бесследно для власти. Вспомним хотя бы смерть цесаревича Димитрия Иоанновича в Угличе, приведшую к Смутному времени, или убийство придворными императора Петра III Фёдоровича, предвосхитившее бунт Емельяна Пугачёва.
Анатолий НЕСМИЯН, востоковед:
– Если сообщение о смерти Гульнары Каримовой правдиво (а опровергнуть его возможно, предъявив живую Каримову, чего власти Узбекистана не сделали), то бывшую советскую республику ждут потрясения. В узбекских элитах нет единодушия по поводу кандидатуры возможного преемника Каримова, зато есть силы, которые готовы переиграть ситуацию и не допустить к власти фаворита кампании. Гульнара, конечно, крайне неудобный и очень сомнительный преемник, с исключительно неоднозначной репутацией. Кроме того, она женщина. Но при всех несомненных минусах она – дочь Каримова. А потому могла играть роль в каких-то раскладах недовольной части элиты. В таком случае решение могло найтись сугубо в деловом ключе. Нет человека – нет проблемы.
Девушка и смерть
Дочь Ислама Каримова тайно убили в Ташкенте?