Петр Авен, до недавнего времени возглавлявший совет директоров Альфа-банка и попавший под западные санкции, рассказал Financial Times, что не знает, хватит ли ему средств оплачивать хотя бы самые необходимые счета.
«Смогу ли я позволить себе [оплачивать] уборщицу или водителя? Я сам не вожу машину... Возможно, моя падчерица будет водить. Мы не понимаем, как выживать», — сказал Авен, который сейчас находится в Лондоне. Как пишет Financial Times, ему принадлежит двухуровневая квартира в престижном районе Сент-Джеймс, а также особняк в пригороде. Его права владения недвижимостью были заморожены, как и банковские счета и другие активы в рамках санкций ЕС и Великобритании.
По данным газеты, в течение 20 дней Авена могут выслать из Великобритании (у него есть латвийское и российское гражданства, а также действующая американская виза), однако он хочет остаться в стране. Сейчас с ним жена и ребенок. «Если я уеду [из Великобритании], у меня уже не будет возможности вернуться», — пояснил он.
«Его жизнь изменилась за одну ночь, говорит он, щелкнув пальцами, — пишет Financial Times. — Наш бизнес полностью разрушен. Все, что мы строили 30 лет, сейчас полностью разрушено. И мы как-то должны начать новую жизнь».
ЕС ввел санкции против Авена 28 февраля. Затем 15 марта в санкционные списки бизнесмена внесла и Британия. «Авен — известный российский бизнесмен и прокремлевский олигарх», — говорится в санкционных британских документах.
На фоне санкций Авен вышел из состава совета директоров Альфа-банка, а также из состава совета директоров благотворительной организации Genesis Philanthropy Group (GPG).
Он и Михаил Фридман, который является совладельцем инвесткомпании LetterOne и «Альфа-Групп», и тоже попал под санкции, пообещали оспорить ограничения. Бзнесмены посчитали санкции необоснованными и способными нанести «неоправданный ущерб» сотрудникам, клиентам, партнерам и бизнесу.
В разговоре с Financial Times Авен отверг обвинения в том, что он «близок к Путину». Он пояснил, что ведение бизнеса в России предполагает контакты с президентом. «Это очень странно, оказаться под санкциями, потому что ты встречался с президентом. Мы стараемся быть абсолютно вне политики. Во время встреч с Путиным я представлял «Альфа-Групп», но совершенно не себя лично», — пояснил бизнесмен.
В середине марта Михаил Фридман заявлял, что авторы санкций не понимают, «как на самом деле работает власть в России». Он пояснил, что если цель ЕС заключается в том, чтобы заставить бизнесменов повлиять на президента России с тем, чтобы он прекратил операцию на Украине, то сделать это невозможно.
Бизнесмен также рассказал, что после введения санкций его банковская карта оказалась заблокирована, а ему необходимо было запрашивать у британских властей разрешение на трату денег (он находится в Лондоне). По его словам, у него возникли проблемы с оплатой счетов, например, услуг уборщицы. Фридман назвал себя «пленником» и отметил. что не понимает. как жить дальше. При этом он признал, что его проблемы — «на самом деле ничто» по сравнению с ситуацией на Украине.
Для Авена под санкциями свет не мил
Бизнесмен рассказал, что из-за заблокированных активов ему может не хватить денег на оплату счетов. «Все, что мы строили 30 лет, сейчас полностью разрушено», — сказал он.