Уже этим летом россияне, как и прежде, смогут отдыхать в Египте. Россия и Египет договорились возобновить прямое авиационное сообщение, которое было остановлено в ноябре 2015 года после теракта на борту российского Airbus A321, в самые ближайшие сроки, пообещал сегодня министр иностранных дел Сергей Лавров после переговоров со своим египетским коллегой Самехом Шукри. Более того, в этом году Россия откроет генеральное консульство в Хургаде — одном из наиболее популярных египетских курортов, пообещал Лавров.
Еще недавно туристические компании, авиаперевозчики и египетские гостиницы подсчитывали убытки от перекрытия туристического потока из России в Египет. Эта страна — второе по популярности направление для зарубежного отдыха после Турции: в первые девять месяцев 2015 года сюда, согласно статистике Ростуризма, съездили 1,6 млн человек, или 16% всех российских туристов. Только стоимость проданных на момент запрета туров участники рынка оценивали в 4-5 млрд рублей, а Египет терял на запретах около $280 млн в месяц, говорил в ноябре министр туризма этой страны Хишам Зазу (правда, он учитывал и потерю доходов от обслуживания туристов из Великобритании, власти которой объявили о прекращении полетов в Египет за пару дней до России).
Опасения насчет того, что такой разрыв — это надолго, усилились после того, как буквально через месяц Россия отменила прямое авиасообщение с Турцией, российской здравницей номер один, куда ездили почти четверть выезжающих за границу туристов. И хотя повод здесь был совсем другой — сбитый в конце ноября турками российский бомбардировщик Су-24 на сирийско-турецкой границе — это дало некоторым экспертам повод думать, что последовательное закрытие неба сразу с двумя самыми популярными курортными странами, чего в новейшей российской истории не было никогда — вовсе не случайность. Тем более что вице-премьер Аркадий Дворкович еще в середине ноября пообещал российским туркомпаниям компенсировать убытки от запрета полетов, но только если те согласятся развивать внутренний туризм.
Все это вовсе не обрадовало российскую туристическую отрасль. Рынок, и так подкошенный в прошлом году девальвацией рубля и падением доходов россиян, что привело к падению спроса на зарубежный отдых больше чем на треть, мог и вовсе скукожиться из-за введенного российскими властями запрета на одни из самых доступных по цене курортов. Многие туристические компании всерьез задумались о выходе из бизнеса, уверяла пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. К тому же потеря почти 40% туристического пассажиропотока привела бы к банкротству 5-6 авиакомпаний, рассказывал заместитель начальника управления Росавиации Юрий Малышев.
Не испытывали радости даже жители ставшего два года назад российским Крыма. С момента вхождения в состав России полуостров так и не смог привести в порядок туристическую инфраструктуру и обеспечить тот уровень сервиса, который могли предложить египетские и турецкие курорты, говорил в декабре прошлого года глава Крыма Сергей Аксенов. К тому же цены на отдых в Крыму начали стремительно расти: уже к началу декабря путевки на полуостров подорожали на 30%, что точно не позволило бы Крыму принять всех желающих.
Однако власти России, похоже, никогда и не собирались всерьез ссориться с Египтом. В отличие от Турции эта арабская страна не имеет сколько-нибудь заметных интересов в Сирии, куда Россия в сентябре прошлого года направила свои войска, чтобы, с одной стороны, бороться с запрещенным в России «Исламским государством» (именно эта организация взяла на себя ответственность за взрыв российского A321), а с другой — поддержать власть ненавистного турецким властям сирийского президента Башара Асада.
Более того, уже через несколько недель после остановки авиасообщения министр транспорта Максим Соколов заявил, что Россия начала работать над возобновлением полетов. В течение зимы спецслужбы и авиационные ведомства двух стран договаривались о том, как обеспечить необходимую безопасность полетов, причем Египет регулярно отчитывался перед россиянами о том, какие меры он предпринимает.
Сотрудничество между Россией и Египтом не прекращалось и на других направлениях: так, уже после теракта в середине ноября 2015 года страны подписали соглашение о строительстве в Египте силами российских подрядчиков первой в этой стране атомной электростанции мощностью 1200 МВт. Как заявил глава Росатома Сергей Кириенко, это крупнейший совместный проект России и Египта со времен строительства Асуанской плотины на Ниле в 1960-х годах.
Окончательная нормализация отношений между Россией и Египтом может произойти до конца марта: именно до этого срока действует временный запрет на полеты между странами. Туристические компании ждут этого с нетерпением. Хотя некоторые россияне продолжали летать в Египет с пересадками в аэропортах третьих стран, этот поток был крайне незначителен: 99% туристов в страну ездили по пакетным турам, рассказал Forbes генеральный директор онлайн-турагентства Travelata.ru Алексей Зарецкий: «Туристам в Каире делать нечего, а добираться до курортов самостоятельно — неудобно и дорого». Если к началу курортного сезона авиасообщение будет восстановлено, то туристический поток достаточно быстро вернется на уровень прошлого года, ожидает он.
Tez Tour готова возобновить поездки в Египет уже через одну-две недели после официального возобновления полетов, обещает коммерческий директор и соучредитель этой компании Александр Буртин. Хотя Хургада и Шарм-эш-Шейх по-прежнему остаются очень привлекательными местами отдыха, особенно в 4- и 5-звездочных отелях, работающих по системе all inclusive, быстро вернуть объемы прошлого года туристическим компаниям вряд ли удастся. Впрочем, Буртин рассчитывает на эффект отложенного спроса и низкую стоимость путевок, рассказал он Forbes.
Египетская весна: как Россия и Египет договорились о восстановлении отношений
Отношения между двумя странами стремительно теплеют. Впрочем, настоящего конфликта между ними и не было.