По данным «Известий», бывший прокурор Ленинградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в системе ФСИН Анатолий Козлов и его коллега из Тольятти Игорь Сурков, обвиняемые в хищении у петербургского ювелирного завода ЗАО «Невский технологический завод» (НТЗ) крупного пакета акций, 20 млн рублей и жилого дома стоимостью 20 млн рублей, завершают знакомиться с материалами дела, после чего оно будет направлено в суд. Сами прокуроры своей вины не признают. Так, Козлов считает потерпевшим в этой истории себя: по его словам, он купил акции НТЗ на личные 10 млн рублей, а когда понял, что не получит по ним прибыли, и попытался выйти из числа акционеров, его с коллегой «сдали» спецслужбам. Защитники экс-прокурора сейчас просят выпустить его из-под стражи, объясняя это тем, что у него серьезные заболевания и он может не дожить до суда.
Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК («Мошенничество») против прокурора Тольяттинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области Игоря Суркова, прокурора Ленинградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Анатолия Козлова курировалось на самом высоком уровне. Весной 2013 года генпрокурор России Юрий Чайка дал согласие спецслужбам на разработку его подчиненных, а 9 апреля оперативники ФСБ задержали Суркова в Тольятти при получении 5 млн рублей от консультанта-советника гендиректора НТЗ Юрия Гришина. Он собирался выкупить у прокуроров часть акций завода, которые, как считает следствие, они похитили. Вскоре был задержан и Козлов.
Обоих прокуроров привезли в Москву, где суд выдал санкцию на их арест. Генпрокурор уволил Козлова и Суркова со службы за нарушение присяги прокурора, а замглавы СКР Василий Пискарев возбудил против них уголовное дело. Оба экс-прокурора сейчас находятся под стражей в столичном СИЗО «Лефортово».
Адвокат Козлова рассказал «Известиям», что сейчас расследование уголовного дела уже завершено.
— В порядке ст. 217 Уголовно-процессуального кодекса мы заканчиваем знакомиться с материалами уголовного дела, после чего оно будет направлено в суд, — рассказал «Известиям» адвокат Алексей Першин.
По его словам, в деле фактически ничего не изменилось. Экс-прокурорам инкриминируется ч. 4 ст. 159 УК («Мошенничество»), за что им грозит до 10 лет лишения свободы.
По версии следствия, Сурков и Козлов ввели в заблуждение представителя НТЗ Гришина о своих возможностях решать проблемы предприятия в разных инстанциях и судах, получили доступ к активам завода, после чего похитили 30% акций, 20 млн рублей и жилой дом в Выборгском районе Ленинградской области, стоимость которого около 20 млн рублей.
Защитники Козлова считают эти обвинения надуманными.
— Гришин попросил Суркова помочь ему в решении проблем, а тот перенаправил его к Козлову. Как юрист он помогал бизнесмену составлять разные документы и жалобы в арбитражные суды, где в тот момент шли процессы вокруг НТЗ, — рассказал «Известиям» адвокат Першин. — В 2012 году Козлов решил купить пакет акций завода, потратив на это личные 10 млн рублей, а когда через год он попросил у Гришина свои дивиденды, тот написал на него заявление.
Адвокат утверждает, что, когда Козлов попытался выйти из числа акционеров и потребовал вернуть ему деньги, его собирались даже убить.
— В материалах дела говорится о том, что приятель Гришина — посредник по делу и бывший тольяттинский оперативник Александр Трофимов — предлагал ему устранить Козлова, не зная о том, что его уже слушают оперативники, — рассказал адвокат. — Я просил следствие возбудить против Трофимова уголовное дело, но получил отказ.
Защитник опасается, что теперь Козлов может не дожить до суда из-за болезней, которые настигли его в СИЗО.
— Козлова поместили в изолятор с множественными переломами левого бедра. Раньше он ходил с одним костылем, а теперь не может передвигаться и с двумя. Никакого лечения ему там не проводится. С мая 2013 года он не выходит на прогулки. Сейчас врачи диагностировали у него еще и ангиому головы, что может закончиться для него трагически в любой момент, — добавил адвокат.
Представители НТЗ отказались комментировать это дело. В СКР также посчитали комментарии преждевременными, пояснив, что формально следствие еще продолжается.
ЗАО «Невский технологический завод» существует с 2010 года и зарегистрировано в Санкт-Петербурге на улице Белоостровской. Компания занимается производством ювелирных изделий и обработкой металлов. Согласно данным системы СПАРК, ее гендиректором и одновременно совладельцем с долей акций в 6% является Артем Тер-Нерсесов. По состоянию на конец 2013 года среди акционеров значатся отец и сын Гришины — Юрию принадлежат 24% акций, а его сыну Илье — 6%. В 2013 году фирма была ответчиком по семи арбитражным искам, самый крупный из которых на 47,5 млн рублей. Компания пока не исключена из ЕГРЮЛ, однако с 9 апреля 2014 года она признана банкротом.
Экс-прокуроров будут судить за долю в ювелирном заводе
Завершено расследование дела бывших прокуроров по надзору за колониями Ленинградской и Самарской областей, которых обвиняют в хищении акций и активов Невского технологического завода.