«В ходе следствия были получены достаточные данные о том, что покушение на убийство и само убийство совершены Гафуровым в тесном сотрудничестве с участниками сообщества «29-й комплекс», — заявил в суде следователь по особо важным делам ГСУ СКР Андрей Косенко. Гафуров указывал на отсутствие мотивов убийства Айдара Исрафилова, пересказывал изученные тома уголовного дела и вновь жаловался на заказной характер уголовного преследования. О том, как Мосгорсуд подтвердил законность возбуждения уголовного дела в отношении экс-ректора КФУ, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Он был неоднократно допрошен по обстоятельствам отношений между ним и потерпевшим Исрафиловым»
Мосгорсуд на этой неделе подтвердил законность возбуждения уголовного дела в отношении экс-ректора КФУ Ильшата Гафурова. Судья Лариса Полякова оставила решение Басманного районного суда в силе: как писал «БИЗНЕС Online», еще летом адвокат Ольга Нарышкина пыталась оспорить обоснованность привлечения ее доверителя к уголовной ответственности. Напомним, Гафурова обвиняют в подстрекательстве к приготовлению и убийству в 1999 году елабужского бизнесмена Айдара Исрафилова.
Несмотря на традиционные для московских судов задержки заседаний, все участники процесса прибыли заранее. Хотя апелляционную жалобу подавала только Нарышкина, ранним утром в коридоре Мосгорсуда были и два других адвоката Гафурова — Александр Нарышкин и Алексей Доночкин. Вновь приехали поддержать отца дочери Диляра и Гульнара, хотя Гафуров участвовал в процессе по видеосвязи из СИЗО. Следователь по особо важным делам ГСУ СК России Андрей Косенко пришел точно к назначенным 9:30. Само заседание началось спустя полчаса.
Нарышкина заявила суду, что уголовное дело в отношении Гафурова было возбуждено 21 декабря 2021 года, хотя на тот момент имелось неотмененное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное еще 15 апреля 2002-го начальником следственного отдела прокуратуры Набережных Челнов Азатом Зиятдиновым, который как раз расследовал преступления, совершенные участниками ОПС «29-й комплекс». «Органы предварительного следствия фактически признали факт того, что обнаруженное защитой в ходе изучения уголовного дела постановление об отказе в возбуждении уголовного дела имеет прямое отношение к делу Гафурова», — подчеркнула Нарышкина, добавив, что это постановление отменили только 14 июля 2022 года.
По ее мнению, уголовное дело нельзя было возбуждать в общем порядке, а требовался пересмотр приговоров Верховного суда РТ, которыми были осуждены участники «29-го комплекса» в 2006 (в отношении Адыгана Саляхова (Алика), Юрия Еременко (Еремы), Фарида Хисамутдинова (Хисы) и 2017 годах (в отношении Рузаля Асадуллина (Рузалик) в том числе за приготовление к убийству и убийство Исрафилова.
Отдельно Нарышкина уточнила, что в этих приговорах имеется упоминание о причастности к преступлениям других неустановленных лиц. Однако, по ее мнению, Гафуров не может быть отнесен к таковым. «В ходе расследования он был неоднократно допрошен по обстоятельствам отношений между ним и потерпевшим Исрафиловым и давал показания, которые полностью совпадают с показаниями самого потерпевшего», — рассказала суду Нарышкина. Она указала, что практика возбуждения уголовных дел из-за того, что отбывающие наказание лица вдруг изменили свои показания, недопустима. «Данная практика, если будет внедрена, затронет конституционные права очень многих граждан Российской Федерации. На сегодняшний день нарушены конституционные права Гафурова Ильшата Рафкатовича, поскольку незаконное возбуждение уголовного дела в отношении него повлекло за собой длительное содержание его под стражей и другие нарушения», — пояснила Нарышкина.
«Ну какие личные неприязненные отношения могли быть у меня с потерпевшим?»
В свою очередь Гафуров поспешил согласиться с адвокатом и тоже отметил, что не считает законным возбуждение уголовного дела в отношении него. «Во-первых, у меня полностью отсутствует какой-либо мотив для подстрекательства к убийству Исрафилова», — сказал он. Как полагает экс-ректор КФУ, утверждение, что именно он склонил Саляхова, а затем и Айрата Шакирова организовать убийство Исрафилова, противоречит здравому смыслу. «Ну какие личные неприязненные отношения могли быть у меня с потерпевшим? У меня вообще с ним не было никаких отношений — ни хороших, ни плохих!» — возмутился Гафуров.
Он в очередной раз рассказал о том, что в 1998 году был назначен главой администрации Елабуги и Елабужского района, избран депутатом Госсовета РТ. По его словам, при инвентаризации городского имущества обнаружил, что ряд зданий и земельных участков использовался незаконно. Одним из таких объектов был ночной клуб Исрафилова, который располагался в здании бывшего кинотеатра. Там среди молодежи якобы распространялись наркотики и процветала проституция. Также эксплуатация здания не была согласована с пожарным и строительно-техническим надзором. «Политика администрации, которую я возглавлял в те годы, проводилась в целом в направлении упорядоченного использования муниципального и государственного имущества, что было обосновано сложившейся экономической ситуацией, требованиями законодательства, а не моей личной прихотью», — заявил экс-ректор КФУ. По его словам, Исрафилов тогда не выплачивал налоги и коммунальные платежи, однако это не может являться мотивом для преступления. «Тогда все налоговые инспекторы, которые требуют уплаты налогов от предпринимателей, промышленных компаний, что, должны подстрекать к убийству? Это же глубочайший абсурд!» — возмущался Гафуров. По его словам, глава администрации города в те годы обладал огромным административным ресурсом. «Если бы у меня была заинтересованность взять имущество, которое находилось в пользовании Исрафилова, я мог это сделать, просто разорвав договор доверительного управления», — уточнил обвиняемый. Затем Гафуров еще раз добавил, что просто выполнял свои профессиональные обязанности.
Отдельно он упомянул о том, что мотив убийства ввиду возможного избрания Исрафилова на должность главы администрации города и района также является беспочвенным. В 1998–1999 годах кандидатура главы администрации вносилась на согласование президентом РТ. Исрафилов при таких обстоятельствах не мог быть назначен, поскольку уже в начале 1999-го в отношении него было возбуждено уголовное дело за избиение директора рынка. «Утверждение в постановлении о возбуждении уголовного дела, что я опасался мести за предыдущие действия, направленные на лишение жизни Исрафилова, также не обосновано, поскольку этих действий с моей стороны не было», — заверил экс-ректор КФУ.
«Убийство Исрафилова произошло на почве борьбы за лидерство преступной группировки «Айдароновские»
Затем Гафуров решил напомнить суду о том, что уголовное дело по факту приготовления к убийству Исрафилова было рассмотрено Верховным судом РТ еще в 2006 году. Этим же приговором суда присяжных члены ОПГ «29-й комплекс» были осуждены за убийство еще 17 человек. Позднее задержали Асадуллина по делу об убийстве Исрафилова, которое выделили в отдельное производство. Он в рамках досудебного соглашения признался в организации убийства. Приговор был вынесен 2 марта 2017 года.
Гафуров рассказал, что Исрафилов создал в Елабуге «группировку криминальной направленности», названную по его имени «Айдароновские». Экс-ректор утверждал, что внутри нее в 1998–1999 годах возник конфликт между самим Исрафиловым и Шакировым. Так что последний обратился к Асадуллину с предложением организовать убийство Исрафилова за $100 тысяч. «Вступившими в законную силу приговорами судов установлено, что убийство Исрафилова произошло на почве борьбы за лидерство преступной группировки „Айдароновские“, а также из-за борьбы за расширение сферы преступного влияния ОПС „29-й комплекс“», — заключил экс-ректор КФУ.
По его словам, из материалов дела следует, что один из свидетелей рассказал о личной встрече с Шакировым, в ходе которой тот сообщил о совместном бизнесе с Исрафиловым. Последний перестал делиться прибылью с компаньоном, и Шакиров решил физически устранить его. Подсудимый Асадуллин, который позднее был допрошен по делу, показал, что лидер группировки «Айдароновские» Исрафилов был убит Олесиком — охранником Саляхова. «Шакиров хотел занять место Исрафилова в преступной группировке, поэтому вступил в сговор с Асадуллиным», — заявил на суде Гафуров. Шакиров должен был выманить Исрафилова в Москву, а там «человек, которого подберет Асадуллин», смог бы совершить убийство. «Когда Асадуллин познакомил Шакирова с Олесиком, ему передали пистолет с глушителем, магазин патронов к нему и часть денег. А через несколько дней позвонил Шакирову и сказал: „Приезжай в Москву с Исрафиловым“. После чего Асадуллиным было организовано убийство Исрафилова», — рассказал экс-ректор КФУ. При этом он еще раз добавил, что узнал об обстоятельствах позднее, уже из материалов уголовного дела, с которым знакомится уже два месяца. Как писал «БИЗНЕС Online», в деле 61 том. Из них Гафуров изучил 8, а защитники — всего лишь в пределах двух-трех томов, постоянно жалуясь на неудобства условий СИЗО.
Также Гафуров упомянул еще одну деталь: якобы Исрафилов вложил свои средства в завод «Махеев» в Елабуге (видимо, речь об «Эссен Продакшн АГ» Леонида Барышева и Вадима Махеева), который как раз начал работу в то время. «„29-й комплекс“ тоже хотел получить контроль над этим предприятием, Шакиров хотел устранить Исрафилова от завода, чтобы при его посредничестве к этому бизнесу были привлечены участники группировки „29-й комплекс“», — пояснил экс-ректор КФУ.
«Сейчас преступники оговаривают меня»
«За что меня более года держат здесь, за решеткой? Сейчас преступники оговаривают меня. Но почему в ходе установления истины в Республике Татарстан никто из допрошенных лиц ничего ранее не говорил? Также они не говорили и в Москве», — обращался к суду экс-ректор КФУ. После он добавил, что те, кто сегодня дает против него ложные показания, на протяжении 20 лет рассказывали о случившемся совершенно по-другому. «Какой суд признал их прежние показания ложными? Сейчас пытаются опровергнуть даже подпись самого Зиятдинова, который более 20 документов подписывал, и именно на основании его документов были вынесены решения. Исходя из логики предварительного следствия, надо пересмотреть решения судов 2006 и 2017 годов», — считает Гафуров.
По мнению экс-ректора КФУ, поместить его за решетку и не давать видеться с родными по такому надуманному и необоснованному обвинению можно только при предвзятом отношении. «Это навевает грустные мысли о заказном характере данного преследования», — также предположил Гафуров. Следствие, по его словам, сегодня опирается на ложные показания лиц, осужденных к длительным срокам лишения свободы, которые лгут «за не известные пока еще общественности преференции». «Полагаю, что история все расставит на свои места. Я лишен сегодня возможности защитить себя, прекратить тот поток лжи и клеветы в мой адрес. И только преступники беспрепятственно голословно обвиняют меня, получая в ответ досудебные соглашения, возможно, другие блага», — уточнил Гафуров.
«Покушение на убийство и само убийство совершены Гафуровым в тесном сотрудничестве с участниками сообщества «29-й комплекс»
Адвокат Доночкин еще раз подробно остановился на постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Гафурова, которое было вынесено еще в 2002 году. «На момент возбуждения уголовного дела данное постановление не было отменено никакими следственными органами», — повторил он довод Нарышкиной. По его словам, подлинность подписи на этом документе не имеет никакого значения. Одно то, что данное постановление в июле 2022-го все-таки было отменено, свидетельствует о том, что оно имеет определенную юридическую силу. «Какая разница, поддельная подпись или нет? Есть постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое находится в материалах дела, в котором расследуются обстоятельства, которые мы расследуем сейчас в отношении моего подзащитного», — заявил адвокат.
Следователь Косенко поспешил с ним не согласиться. По его словам, мотивы Гафурова будут являться предметом рассмотрения дела по существу и не имеют отношения к текущему судебному заседанию. Комментируя постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 2002 года, следователь заметил, что оно было отменено. «В ходе следствия были получены достаточные данные о том, что покушение на убийство и само убийство совершены Гафуровым в тесном сотрудничестве с участниками сообщества „29-й комплекс“», — заверил Косенко. По его словам, в самом постановлении дана правовая оценка только участию Гафурова в преступном сообществе «29-й комплекс», о чем сторона защиты не говорит в своих выступлениях. При этом никакой правовой оценки покушения на убийство и убийства Исрафилова в нем не содержится.
После этого судья удалилась для принятия решения, но буквально через 10 минут вернулась в зал заседания. «Жалоба заявителя адвоката Нарышкиной оставлена без удовлетворения», — заключила Полякова.
Экс-ректора Казанского университета все-таки будут судить по делу об убийстве бизнесмена
Ильшат Гафуров вновь переводил стрелки, но суд подтвердил законность возбуждения дела.