Номера специальной правительственной связи, закупаемые для федеральных ведомств и региональных руководителей, обнаружились в открытом доступе. Журналисты нашли через сайт госзакупок более сотни таких номеров, закрепленных за конкретными чиновниками — от главы СКР Александра Бастрыкина до председателя ЦИК Эллы Памфиловой. Правда, проверка номеров показала, что чиновники избегают пользоваться спецсвязью.
Закупки без гостайны
Закупка спецномеров проходит через заключение договоров с ФСО, а точнее, управлением правительственной связи службы специальной связи и информации ФСО, и тем ведомством, которому требуются услуги спецсвязи. В числе таких ведомств региональные управления МВД, Следственный комитет РФ, Минобороны и Росгвардия, Центризбирком, Генпрокуратура и другие. Стоимость одного контракта составляет 7800 рублей в год.
«По каждому контракту выделяется диапазон номеров для ведомства или один номер, закрепленный за конкретным сотрудником. Исполнитель, то есть УПрС, обязуется обеспечивать заказчику «услуги подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM в диапазоне 900/1800 МГц для функционирования сети правительственной сотовой связи», а также обеспечивать заказчика абонентским терминалом для этой связи, то есть специальным зашифрованным устройством», — сообщает «Медуза«.
На сайте «Госзакупки», где были размещены контракты на обеспечение госструктур услугами спецсвязи, проданные номера указали без купюр, с перечислением лиц, для которых они предназначались.
Например, в управлении делами мэра Москвы аппараты для спецсвязи получили первый замглавы аппарата мэра Москвы Александр Чернышов, вице-мэр по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко и руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов. В Следственном комитете — Александр Бастрыкин, в ЦИК — председатель комиссии Элла Памфилова, в регионах — экс-губернатор Владимирской области Светлана Орлова и бывший глава правительства Дагестана Абдусамад Гамидов.
«Медузе» также удалось найти в открытом доступе номера других руководителей СКР, руководства региональных управлений МВД, командиров воинских частей, высших должностных лиц из Минюста и Росрезерва, Генпрокуратуры и других.
Подарок для Златы
При этом некоторые номера, как показала проверка, со временем сменили своих официальных обладателей и привязаны уже к другим людям. Так, например, номер бывшего начальника УВД ЗАО Москвы Андрея Пучкова, по данным «Медузы», достался участковому из Внуково, а другой номер, записанный на командующего войсками Центрального округа Росгвардии, привязан аккаунт «ВКонтакте» 23-летней москвички по имени Злата.
И это несмотря на то, что в контрактах на обеспечение спецсвязью прописан запрет на передачу абонентского терминала (оборудование для связи) третьим лицам.
Собеседник «Медузы», знакомый с оборотом средств спецсвязи, пояснил, что чиновники не любят пользоваться специальными телефонами, так как опасаются прослушки: «Такие телефоны в столе на работе хранят. Чинуши их боятся как огня».
На момент публикации «Медузе» не удалось дозвониться ни по одному из нескольких десятков случайно взятых номеров из списка найденных в открытом доступе: они оказались отключены. Исключением стал номер, который должен принадлежать Элле Памфиловой — сперва там никто не взял трубку, но позже Памфилова ответила на проверочный звонок — в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы».
ФСО сдала Бастрыкина и Памфилову
Номера специальной правительственной связи, закупаемые для федеральных ведомств и региональных руководителей, обнаружились в открытом доступе.