Как заявили некоторые СМИ со ссылкой на экспертов базы девелоперов России «Единый ресурс застройщиков», московский девелоперский холдинг «Донстрой» по состоянию на первое марта занял шестое место в РФ по объему строящегося жилья, а по Москве холдинг завоевал вторую строчку по этому показателю.
В подтверждение этого факта «Донстрой» активно рекламирует свои объекты и активизировал продажи как готовых квадратных метров, так и планируемых к сдаче в следующие годы.
Однако парадная картинка резко диссонирует с действительностью. И почти гарантировано сыграет злую шутку с неопытными покупателями, решившими сберечь свои деньги от потенциальной девальвации путем вложения их в недвижимость «Донстроя». Причем такой угрозе подвергаются не только деньги, вложенные в инвестиционное строительство, но и в готовые объекты. Что кажется нонсенсом, однако в случае с «Донстроем» вполне реально.
Дело в том, что «Донстрой» имеет несколько проблем. Каждая по отдельности, в принципе, не грозит девелоперу крахом. Но в комплексе они уже выглядят угрожающе. Вернее – выглядели угрожающе еще месяц назад, но с тем уровнем поддержки и владельцев, которые имеет «Донстрой», были решаемы. Однако за последние дни ситуация в корне поменялась, причем отнюдь не в лучшую сторону. Думается, вы догадываетесь о причине изменений. Почему это все повлияло на «Донстрой» не лучшим образом – поймете после прочтения материала.
Несмотря на высокие показатели строящихся домов – в столице девелопер возводит 1,1 миллиона квадратных метров – у «Донстроя» по состоянию на конец прошлого года накопилась масса проблем. Здесь стоит сделать ремарку – «Донстрой» не является одним юридическим лицом. За годы его существования он превратился в холдинг, в который входят десятки компаний, так или иначе связанных между собой. Между этими компаниями существуют самые разнообразные отношения – вплоть до судебных исков – однако следует понимать, что все их объединяет общий знаменатель, а именно владельцы.
Бенефициары «Донстроя»
И вот с владельцами история выходит прелюбопытнейшая. Потому что, несмотря на разнообразные реестры, в которых зарегистрированы структуры «Донстроя», данные о его конечных бенефициарах закрыты. По словам Алены Дерябиной, генерального директора холдинга, владельцами «Донстроя» являются пять юридических лиц. Однако она отказывается уже много лет не только назвать владельцев этих юридических лиц, но и даже названия самих фирм, владеющих «Донстроем». И в государственных реестрах эти данные тщательно скрыты.
Однако по сведениям, просочившимся в открытый доступ, стало известно, что за «Донстроем» стоит целый ряд государственных чиновников самого высокого уровня. Все они скрываются под вывеской закрытого паевого инвестиционного фонда «Москоу Реал Эстейт». Хотя фонд закрытый, однако прослеживаются некие логические цепочки между определенными лицами из высшей власти и фирмами, входящими в холдинг «Донстрой».
Самое очевидное – Алена Дерябина, ставшая генеральным директором «Донстроя» в 2010 году, когда его за долги выкупил ВТБ. Дерябина работала в банке на посту вице-президента.
А решение о покупке долга перед банком – «Донстрой» задолжал ВТБ 500 миллионов долларов – принимал глава правления банка Андрей Костин. Купили этот долг за символические 500 рублей. И тут же в «Донстрое» сменился руководитель, им стала Дерябина. И сменились владельцы. Однако, вопреки логике, в их число не вошел банк ВТБ. Но кто именно стал владеть «Донстроем», скрыли за инвестиционным фондом. Напомним, ВТБ – государственная структура, а его президент Костин – чиновник, поставленных государством управлять банком.
Однако на Костине история не заканчивается. Среди бенефициаров «Донстроя» называют фамилию бывшего вице-премьера Игоря Шувалова и его супруги Ольги – прослеживается связь промежуточных владельцев структур холдинга «Донстрой» и фирм, аффилированых с Шуваловыми.
Отыскивается и след известных братьев Ротенбергов – через некоего Романа Громоздова, имеющего с Ротенбергами совместные проекты. С другой стороны, прослеживается связь Громоздова с замом Костина по ВТБ Андреем Пучковым. Именно последний, по упорным слухам, поручил Громоздову контроль за структурами «Донстроя», занимающимися продажей жилья.
Писала пресса и о том, что к владению «Донстроем» причастен глава «Роснефти» Игорь Сечин – с застройщиком нефтяной монополист связан через компанию «КЛ Девелопмент», учредителем которой до минувшего декабря значилось АО «СК «Донстрой». На сегодняшний день ее официальным владельцем выступает ООО «Специальный застройщик «Отделфинстрой и Партнеры», принадлежащее двум юридическим лицам – ООО «СЗ «Отделфинстрой»и АО «СЗ «Группа КСК». В свою очередь держателем реестра акционеров АО «СЗ «Группа КСК» выступает компания«Реестр-РН», входящая в структуру нефтяного гиганта.
Возможно, причастен к «Донстрою» и глава «Сбербанка» Герман Греф. Дело в том, что «Донстрой» имел долг не только перед ВТБ, у холдинга имелся просроченный кредит в несколько миллионов долларов и перед «Сбербанком». Причем погасили его в примерно тот же способ что и перед ВТБ – путем продажи банку за символическую сумму в несколько сотен рублей одной из структур холдинга - ООО «ДС девелопмент».
Что касается остальных бенефициаров, то тут мнения расходятся. Некоторые эксперты называют среди них главу «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина и еще несколько влиятельных топ-чиновников, но, скорее всего, это просто потому, что эти лица фигурировали в скандалах, связанных с «Донстроем».
Скандалы и государственные корпорации
Скандалов на веку «Донстроя» было множество. Напомним лишь самые громкие. Начнем с земли, принадлежащей структуре «Роскосмоса» и расположенной в центре Москвы, по ул. Сергея Макеева, 7, по месту бывшей регистрации Федерального государственного унитарного предприятия «Конструкторское бюро «Мотор». На сегодня это уже ликвидированная структура, которая ранее входила в структуру «Роскосмоса» и контролировалась Центром эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ).
Но в 2019 году вдруг оказалось, что по улице Сергея Макеева, 7 зарегистрировано ООО «Специализированный застройщик «Макеева», учредителем которого выступала компания «Дон-строй Инвест». А ФГУП «Мотор», имеющее регистрацию по этому же адресу, было ликвидировано.
После скандала, поднятого в прессе, проект «заморозили», перерегистрировав ООО «СЗ «Макеева» по другому адресу – улица Мосфильмовская, дом 70, этаж подземный, комната 106. Фирма попыталась вытереть все упоминания о предыдущем адресе и анонс продаж квартир в планируемом ЖК по адресу улица Сергея Макеева, 7. Но остались так называемые «зеркала» сайтов и заказ на оценку участка площадью 4,8 гектара по этому адресу.
Добавим, что, скорее всего, отсюда и исходят слухи о причастности Рогозина к владению «Донстроем».
Другой скандал связан с банальным взяточничеством и мошенничеством при подключении энергосетей. Как выяснил телеграм-канал ВЧК-ОГПУ, организованная группа бывших силовиков во главе с экс-замначальника ДЭБ МВД РФ Андреем Хоревым регулярно получает от «Донстроя» огромные суммы за решение вопросов при подключении к теплу объектов строительства. Речь идет о десятках и сотнях миллионов рублей.
Уволенные из МВД РФ из-за коррупционных скандалов бывшие силовики выгодно обосновались в сфере теплоснабжения г. Москвы, заняв по протекции Ротенбергов ключевые посты в теплоснабжающих организациях. Эта группа создает застройщикам искусственные препятствия при подключении к теплосетям. И за известную мзду «решает вопрос».
В «Донстрое» группа имеет связь с одним из директоров, Андреем Багаевым, бывшим сотрудником МВД, который имеет прямой выход на гендиректора холдинга Дерябину. Именно Багаев убеждает Дерябину платить Хореву «за решение» проблем. Кстати, имя Хорева всплывало в связи с делом еще одного знаменитого «дэбовца» - полковника Захарченко, в квартире которого при обыске нашли миллиарды рублей.
Говоря о скандалах, стоит упомянуть «Дом на Мосфильмовской», где по результатам проверки выявили девять лишних этажей. Дело давнее – произошло это еще в 2009 году. Но интересен нюанс – сначала Градостроительно-земельная комиссия при Правительстве Москвы вынесла предписание о сносе надстроенных этажей, однако вскоре отменила свое решение. Отмена совпала во времени со сменой владельцев «Донстроя» - как раз тогда ВТБ и «Сбербанк» выкупили долги холдинга перед собой и сменили бенефициаров.
Еще один скандал связан с гибелью человека – в 2016 году в ЖК «Алые паруса» оборвался лифт, погибла жительница этого дома. А в декабре 2019-го, в результате пожара в подсобном помещении там же погибли два человека.
Долги и потенциальное банкротство
Но большинство сказанного выше – уже история. А вот дела нынешние у «Донстроя» не радуют. Дело в том, что большинство компаний, входящих в холдинг, имеют огромные убытки. Так, например, по итогам 2020 года прибыль АО «СК «Донстрой» составила 117 000 рублей при выручке в 15,2 миллиарда рублей. Еще одна компания холдинга – АО «Дон-Строй Инвест» - в 2020 году показала выручку в 22,3 миллиарда рублей. Но при этом убытки составили 6,2 миллиарда рублей.
Кроме того, структуры холдинга погрязли в судебных разбирательствах – по состоянию на конец прошлого года общая сумма предъявленных девелоперу исков оценивается в 160 миллионов рублей. В числе истцов называют ООО «МСК Групп»– управляющую компанию в домах, возведенных «Дон-Строй Инвестом». Причем по сообщениям СМИ, суды удовлетворяют ее заявления буквально одно за другим. Один из крупнейших исков пришелся на 2017 год, когда банк «Российский капитал» добился взыскания с застройщика около 500 миллионов рублей.
Однако на фоне всего этого странным выглядит поведение ВТБ, который остается все эти годы одним из крупнейших кредиторов «Донстроя». Создается впечатление, что через кредитную линию деньги просто выводятся из государственного банка. Посредником выступают структуры «Донстроя», которые берут ничем фактически не обеспеченные кредиты в ВТБ. Деньги потом не возвращаются, а залоговое имущество, которое по оценкам банка, должно перекрывать своей стоимостью сумму кредита, оказывается фикцией и существует только на бумаге.
Возможно, с этим связаны и судебные решения, которые буквально штампуются относительно одной из структур холдинга – упоминаемого выше «Дон-Строй Инвеста». Напомним, что, судя по налоговой отчетности, это совершенно убыточное предприятие. При том, что имеет гигантские объемы продаж – цифры мы приводили выше.
В связи с этим не может не заинтересовать роль главы ВТБ Андрея Костина во всей этой кредитной истории. И не может не последовать очевидный вывод – деньги государственного банка просто выводятся через кредиты подконтрольного главе ВТБ холдинга «Донстрой» и уплывают в неизвестном направлении.
А пострадают в итоге те, кто рискнет вложить свои рубли в проекты «Донстроя» - потому что рано или поздно ВТБ попытается вернуть кредиты. И наложит арест на активы «Донстроя». Поскольку денег на счетах холдинга не окажется, все активы уйдут с молотка, чтобы хоть как-то компенсировать убытки банка. А люди, вложившие свои деньги в «элитную» московскую недвижимость, останутся с ничего не стоящими инвестиционными договорами.
Вот только интересен еще один вопрос – а кто прикрывает Костина от интереса людей, которые должны стоять на страже государственных денег? Ведь не в одиночку он все это проворачивает? Да и не единственный он бенефициар «Донстроя», как вы понимаете.
Глава ВТБ Андрей Костин выводит деньги через Донстрой и готовит банкротство девелопера
При чем здесь Ротенберги, Игорь Шувалов, Дмитрий Рогозин и другие предполагаемые бенефициары девелопера.