Финансовая группа БКС, принадлежащая Олегу Михасенко, в консолидированной отчетности за первое полугодие 2019 года отразила потери от торговли деривативами в 11,3 млрд рублей, или $180 млн по курсу на отчетную дату. Это треть капитала группы, который по итогам первого полугодия составил 32,6 млрд рублей. В результате прибыль группы рухнула в 3,5 раза до 1,3 млрд рублей или $20 млн. Отчетность группы БКС за первое полугодие 2019 года есть у Forbes.
Forbes в пятницу днем обратился в пресс-службу БКС. Компания пообещала выступить с комментарием позднее.
Как следует из отчетности за первое полугодие 2019 года, в аналогичном периоде прошлого года группа заработала на торговле деривативами доход в 8 млрд рублей или $130 млн. За весь 2018 год эти операции принесли группе 16 млрд рублей ($230 млн) дохода (отчет за 2018 год тоже есть у Forbes).
БКС заморозила операции с деривативами из-за убытков, после чего компанию покинул отвечавший за эти операции старший вице-президент Амар Пэтел, сообщил в пятницу finanz.ru со ссылкой на Bloomberg. Это произошло, пишет издание, после того, как руководство БКС в первом полугодии этого года осознало масштаб убытков. Потери были растянуты во времени, и руководство узнало их реальный масштаб лишь в 2019 году, рассказывал один из собеседников Forbes.
Потери на деривативном деске произошли во втором полугодии 2018 года в лондонском офисе BCS Global Markets в том числе из-за неудачной ставки на «индекс страха», говорит собеседник Forbes, узнавший об этом от сотрудников БКС. «Пару лет компания хорошо зарабатывала, но потом весь заработок был проигран и плюс превратился в минус. Убытки были на деске Developed Market Derivatives, на котором в основном велась торговля на собственные средства компании», — говорит он.
BCS Global делал среди прочего ставку на индекс волатильности VIX, известный как «индекс страха». Его значение растет, когда волатильность усиливается, обычно во время биржевой паники VIX достигает максимальных значений. С февраля 2016 года значение индекса постепенно снижалось, пока не достигло исторического минимума в 11 пунктов. Но уже с начала 2018 года начался резкий рост. «Многие игроки ставили на снижение волатильности — это была популярная стратегия. Но когда случился всплеск, это со многими это сыграло злую шутку», говорит инвестиционный менеджер «Открытие капитал» Тимур Нигматуллин.
У BCS Global была разнонаправленная позиция, но довольно крупная, рассказывает собеседник Forbes. «Два года подряд был космический доход, но в 2018 году не повезло», говорит он. По его словам, это не были деньги клиентов, а собственная позиция компании. По словам источников Bloomberg, убытки возникли из-за погрешностей в системе риск-менеджмента.
По итогам 2018 года лондонская компания не отразила потерь, показав $2,4 млн чистой прибыли, что оказалось даже больше, чем в 2017-м — $1,1 млн. Finaz.ru со ссылкой на Bloomberg пишет, что об убытках стало известно после увольнения в январе управляющего директора Матье Рессанкура. Рессанкур был главой деривативного деска в Лондоне с 2014 года. Но уже в начале 2019 года его карьера завершилась в один день, говорит собеседник Forbes. Уход из BCS подтверждается информацией в профиле трейдера на LinkedIn. С июня Рэсанкур устроился во французскую компанию Silex управляющим портфеля. На просьбу Forbes поговорить о сделках в BCS Global трейдер лишь сказал, что давно покинул компанию.
Убыток повлиял на бонусы сотрудников БКС. В первом полугодии зарплата и бонусы менеджеров сократились почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 380 млн рублей до 140 млн рублей, говорится в отчетности финансовой группы.
Ранее пресс-служба BCS Global Markets говорила Forbes, что у компании не было «никаких убытков, существенно влияющих на финансовый результат инвестбанка и ФГ».
ФГ БКС — крупнейший небанковский брокер в России. Помимо брокера в группу входят банк, управляющая компания, частный банк и учебный центр. На конец 2018 года активы группы составляли $3,7 млрд, акционерный капитал — $470 млн.
BCS Global Markets — глобальный инвестиционно-банковский бизнес группы BCS. Компания работает с профессиональными инвесторами, предоставляет услугу прямого доступа на зарубежные рынки и обратно. У компании есть подразделения в Нью-Йорке, Лондоне, на Кипре и в Москве. Основной офис в Лондоне. Этот бизнес в группе был запущен с 2012 года.
Группа БКС срезалась по-крупному
ФГ БКС Олега Михасенко отразила в отчетности потери в $180 млн на торговле деривативами в первом полугодии 2019 года. Менеджерам группы почти в три раза урезали бонусы.