Россия в рамках договоренности с ОПЕК сокращает добычу нефти, но Михаил Гуцериев, похоже, рассудил, что к нему это не относится. Владелец компании «Русснефть» рассчитывает, что в 2017 году уровень добычи «Русснефти» будет не ниже прошлогоднего показателя в размере 7 млн тонн нефти. Более того, бизнесмен надеется даже увеличить добычу в первом полугодии не менее чем на 2,5%, при условии выравнивания «баланса спроса и предложений на мировом нефтяном рынке». Предполагается, что роста добычи компания «Русснефть» достигнет за счет разработки новых скважин. Компания планирует увеличить количество пробуренных нефтяных месторождений более чем на 20% - со 106 до 128.
«Бизнес-план общества на 2017 год предусматривает изменение структуры добычи с целью повышения ее маржинальности. Мероприятия по оптимизации структуры производства позволят создать потенциал для увеличения добычи нефти после снятия ограничений, связанных с договоренностями со странами ОПЕК по сокращению добычи», - говорится в заявлении компании.
Более долгосрочные планы Гуцериева еще более амбициозны: до 2019 года включительно увеличить добычу нефти с 7 до 10 млн тонн. Только вот на компании Гуцериева висят огромные долги, которые ему едва удалось реструктуризировать. В начале февраля этого года стало известно, что акционеры «РуссНефти» дали согласие на реструктуризацию кредита в размере 2,35 млрд долларов, который компании выдал ВТБ. Вернуть компания смогла миль миллиард долларов. В итоге крайний срок выплаты будет перенесен на три года, а процентная ставка займа вырастет на 0,5%.
Любопытно, почему «Русснефть» не в состоянии вернуть долг или хотя бы уменьшить долговую нагрузку. Ведь ее руководство утверждает, что в ходе IPO компания якобы сумела привлечь более полумиллиарда долларов. Создается впечатление, что «Русснефть» тонет в долгах.
Свое радио - свои песни
Тем не менее, Михаил Гуцериев совершает покупки одна шикарнее другой. И дороже. В конце прошлого года господин Гуцериев завершил сделку по покупке сети гипермаркетов электроники «Эльдорадо». Стороны сделки стоимость покупки не разглашают, однако аналитики подсчитали, что Гуцериев должен был заплатить не менее 26 млрд рублей. Однако одним активом на рынке торговли электроникой Михаил Гуцериев и его партнер Микаил Шишханов не ограничились: купили еще компанию-владельца 57,68% акций сети магазинов «М.Видео». Цена покупки оценивается в 726 млн долларов. Более того, в планах бизнесменов выкупить доли «М.Видео» и у миноритариев, что в общей сложности может обойтись почти в 1,3 млрд долларов.
В начале уже этого года грянуло известие о следующем приобретении бизнесмена - В 75% акций группы музыкальных телеканалов Bridge Media (ООО «Шансонг», ООО «Русонг», ООО «Он-Медиа» и ООО «Дэнж ТВ», владельцы лицензий на телеканалы Bridge TV, Bridge TV Classic, Rusong TV, Bridge TV Dance и Bridge HD). Кстати, в 2015 году Михаил Гуцериев прикупил радио «Шансон». Так сказать, для личных нужд. Злые языки поговаривают, что радиостанции Михаил Гуцериев прикупил потому что, пока они не были в его собственности, крутить «хиты» на стихи бизнесмена руководство радио наотрез отказывалось.
В частности, знакомые с этой историей вспоминают эпизод, когда пять лет назад к программному директору радио «Шансон» Артуру Вафину обратился человек от Гуцериева и попросил поставить в эфир песню «Азия 80». Через неделю раздумий Вафин отказался. А весной 2015 года Гуцериев заплатил не менее 50 млн долларов, и «Шансон» стал частью его бизнес-империи. Учитывая, что в кризис Михаил Гуцериев продолжает поглощать один актив за другим, вопрос о том, из-под какого матраса предприниматель достает все новые миллионы на новые приобретения, интересует многих.
Рабочие «пожертвовали» Гуцериеву на красивую жизнь
В феврале этого года стало известно, что предприятие «Уфалейникель», которое за долги досталось «Бинбанку» Михаила Гуцериева, находится на грани закрытия. По итогам ушедшего года выручка «Уфалейникеля» составила 4,8 млрд рублей. Убыток, в свою очередь, приближается в полутора миллиардам рублей. Знакомые с ситуацией опасаются, что рентабельные активы предприятия будут просто переписаны на офшоры, а «пустышку» бизнесмен обанкротит. Тем более что подобные прецеденты уже бывали. Шесть лет назад пообещал ростовскому губернатору Василию Голубеву вложить 9,5 млрд рублей в развитие местных шахт. Вместо этого коммерсант потратил только 68 млн рублей. он учредил дочернюю компанию «Ростовский антрацит», собственниками которой в равных долях значились офшоры «Виллбург финанс лимитед», «Лионберг финанс лимитед», «Саррингтон трейдинг лимитед» и «Фортфилд энтерпрайзис лимитед».
Наиболее ликвидные шахты - «Дальнюю», а также шахтоуправление «Обуховская» Гуцериев реализовал иностранному инвестору, остальное отошло компании бизнесмена «Кингкоул», которой формально владел топ-менеджер Гуцериева Владимир Пожидаев. В позапрошлом году «Кингкоул - Юг» (входит в «Кингкоул») получила повестку в суд на заседание по делу о собственном банкротстве, год спустя другую «дочку» «Кингкоула» - угольную компанию «Алмазная» признали банкротом.
Зато рабочим шахт было чем занять себя от безделья - они выходили на митинги с требованием выплатить многомесячную задолженность по зарплате. Общий долг по зарплате оценивался всего в 70 млн рублей - смешная для Гуцериева сумма. Но, видимо, траты на запись своих стихов важнее… Не исключено, что та же история ждет и рабочих «Уфалейникеля».
Как Гуцериеву «Русснефть» обратно вернули
Возможно, что деньги на новые покупку у Гуцериева берутся вовсе не из-под матраса, а из-а того, чтоб бизнесмен не доплачивает налоги в казну. Напомним, в 2007 году коммерсант стал фигурантом уголовного дела о неуплате налогов на 14,5 млн рублей. Профильные органы подали к компаниям-собственникам «Русснефти» 8 исков. Как полагали истцы, бизнесмен через свои же собственные компании мог распродавать акции «Русснефти» по заниженной цене. Правда, никаких особых талантов, чтобы вернуть себе актив и «выпутаться» из уголовного преследования, Гуцериеву не потребовалось.
Контроль над активом бизнесмен заполучил обратно к 2010 году. До этого Гуцериев безвылазно сидел в Лондоне, но мировой кризис ударил по «временному» собственнику «Русснефти» Олегу Дерипаске, который не вернул вовремя взятый у Сбербанка кредит. А тут как раз в столице Великобритании оказался глава Сбербанка Герман Греф. Самому банку компания была не нужна, а денег господин Дерипаска за нее требовал много - покупателей не находилось. В итоге Гуцериев позвонил главе госбанка и попросил о встрече. Договорились достаточно оперативно: бизнесмен был готов вернуть себе компанию со всеми долгами в придачу и отсчитать Олегу Дерипаске 600 млн долларов.
Греф, судя по тому, что Гуцериев не только вернул себе актив, но и вернулся в Россию, сумел обо всем договориться. Несмотря на все неудачи - ведь по итогам 2015 года нефтяная компания впервые за три получила прибыль, правда, нарастив краткосрочную задолженность до 63 млрд рублей (не считая долгов на 167 млрд рублей) - Гуцериев трубит о планах развития компании. ну, слова в данном случае не показатель, ведь то же самое он говорил Голубеву в истории с «Кингкоулом». Зато после IPO 20% акций были проданы. Не исключено, что коммерсант и в дальнейшем будет уменьшать свой пакет в «Русснефти». И потом окажется, что он уже не причем, а разбираться с закредитованным активам придется новым собственникам.
Михаил Гуцериев захлебнется нефтью
«Русснефть» Михаила Гуцериева намерена сохранить объемы добываемой нефти. Позволит ли ей это сделать внушительная кредиторская задолженность?