Хищения средств на резиденцию Путина закончились свободой
Топ-менеджеров «Балтстроя» отпустили под залог, а суд не увидел в деле признаков наличия ОПС, в организации которого признались обвиняемые.
Мосгорсуд изменил меру пресечения топ-менеджерам компании «Балтстрой» Станиславу Кюнеру и Дмитрию Торчинскому, которые обвиняются в хищении денег, выделенных на реконструкцию резиденции президента РФ в Ново-Огарево. Теперь они находятся не под арестом, а под залогом. Что касается судьбы самого дела, то судьи не увидели в материалах указаний на то, что действовало преступное сообщество.
Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, СКР обратился в Мосгорсуд с ходатайствами о продлении сроков Кюнеру и Торчинскому, которые находились под домашним арестом в шикарных особняках. Такие послабления были связаны с тем, что оба топ-менеджера «Балтстроя» заключили досудебные соглашения, в рамках которых признали, в частности, свою вину в совершении преступления, предусмотренного статьей 210 УК РФ (организация преступного сообщества). На слушаниях в Мосгорсуде сочли, что и домашний арест для Кюнера и Торчинского не подходит: мера пресечения была изменена на залоги в 10 млн рублей каждому. Произошло это при весьма интересных обстоятельствах.
Дело о хищениях при ремонте резиденции президента, главным обвиняемым по которому является миллиардер и совладелец «Балтстроя» Дмитрий Михальченко, в конце лета было передано на рассмотрение в 3-й окружной военный суд. Однако тот вернул его в Генпрокуратуру, поскольку служители Фемиды не обнаружили в материалах данных о действиях преступного сообщества. Надзорное ведомство оспорило такое решение в вышестоящей инстанции. По мнению собеседников агентства, произошедшее вызвало волнения. Если бы еще и «досудебщики», признавшиеся в том, что совершили деяния, предусмотренные 210-й статьей УК РФ, отказались от показаний, громкое дело приняло бы уже вовсе скандальный оборот. И вот теперь топ-менеджеры «Балтстроя» будут готовиться к суду не под домашним арестом, а имея возможность свободно передвигаться.
По мнению СК РФ, создателем и основным лидером преступной группы являлся санкт-петербургский миллиардер, сейчас уже бывший владелец порта «Бронко», совладелец группы компаний «Балтстрой» Дмитрий Михальченко. У него, как предполагают следователи, в ОПГ было два ближайших заместителя — глава ФГУП «АТЭКС» ФСО РФ Андрей Каминов и второй совладелец ГК «Балтстрой» Дмитрий Сергеев. Они руководили структурными подразделениями группировки. Также, по мнению СК РФ, Михальченко привлек к совершению преступления — растрате бюджетных средств — главу СИТО ФСО Игоря Васильева и начальника отдела СИТО ФСО Улитина. Правда, если Михальченко и большинству других фигурантов дела инкриминируют статьи УК РФ 210 (организация преступного сообщества) и 160 (присвоение или растрата), то представителям ФСО только 160-ю.
По версии следствия, при реконструкции резиденции Путина «Балтстрой» завысил цены на установленным там системы кондиционирования. Этим занималась «дочка» ГК — «Климат Проф». Двум ее руководителям — Родионову и Перевалову — обвинения предъявили еще давно, а вот третьему топ-менеджеру — Мальцеву — статью 160 УК РФ инкриминировали только в конце следствия. Также «Балтстрой» «втридорога» сделал кровлю для резиденции. Все это «потянуло» на ущерб в 225 млн рублей. Однако потом, как полагает СК, была придумана более интересная схема присвоения бюджетных денег.
С самого начала работ на резиденции отмечались большие трудности с попаданием на объект строителей. Абсолютно все они должны были получить допуски на присутствие на секретном объекте, каждый раз проходили полный досмотр и т. д. А проезд грузовика со щебнем или бетономешалки превращался в настоящую эпопею. Водителей высаживали у ворот резиденции, машину крайне долго осматривали, в том числе — с помощью специальной аппаратуры, потом за руль садился другой шофер, имеющий «допуск», и только тогда она въезжала на территорию. Из-за проблем с соблюдением безопасности работы продвигались медленно, с задержками. Чтобы хоть как-то приблизиться к нужным срокам, строительство постоянно велось в нерабочее время. В результате «Балтстрой» поставил перед ФСО вопрос о том, что по стандартным коэффициентам оплаты работ проводить в резиденции невозможно. ФСО, согласовав этот вопрос с Минстроем, ввела повышенные коэффициенты, благодаря которым «Балтстрой» «заработал» больше 1,2 млрд рублей. Общая сумма ущерба составила 1,5 млрд рублей.