Генеральный прокурор Игорь Краснов попросил Верховный суд ликвидировать «Международный Мемориал» — ведомство обвиняет правозащитников в «систематическом» нарушении требований о маркировке «иностранным агентом». «Медиазона» ознакомилась с исковым заявлением и кратко пересказывает историю давления властей на крупнейшую правозащитную, исследовательскую и просветительскую организацию с 34-летней историей, которая может прерваться уже 25 ноября.
Закон об «иностранных агентах» был принят летом 2012 года в виде поправок к закону «О некоммерческих организациях», после чего различные проекты «Мемориала» последовательно включались в реестр Минюста. Сама организация выступила против новых правил еще в сентябре того же года, назвав закон «антиправовым и аморальным» и заранее отказавшись «участвовать в акции, направленной на разрушение российского общества» и «распространять о себе заведомо ложные сведения».
Этот документ в ноябре 2021 года ляжет в основу аргументации генпрокурора Краснова о ликвидации «Мемориала»: заявление содержит «негативную оценку» законодательства и якобы подтверждает «умышленный характер» нарушений, связанных с маркировкой «иностранного агента», в последующие девять лет.
Советские диссиденты основали «Мемориал» в Перестройку, когда впервые стали возможны легальные формы общественной деятельности, неподконтрольные официальным структурам. Активисты боролись за сохранение памяти о жертвах репрессий — публичная дискуссия на эту тему в СССР прежде была опасной. В современной России «Мемориал» превратился в сетевое движение, состоящее из множества программ с региональными отделениями в России и за рубежом. К сохранению памяти о жертвах советских репрессий добавилась защита прав человека: например, «Мемориал» оказывал юридическую поддержку обвиняемым по резонансным политическим делам и помогал заключенным.
«Очевидно, что статус такой организации предопределяет строгое следование требованиям федерального законодательства к порядку ее деятельности, обусловленным интересами национальной безопасности, общественного порядка, необходимостью предотвращения беспорядков и преступлений, защиты прав и свобод других лиц, охраны здоровья и общего благосостояния, а также целями удовлетворения справедливых требований морали», — поясняет прокурор Краснов.
Нарушения прокуратура перечисляет в 20 пунктах, все это протоколы за 2019-2020 годы по части 2 статьи 19.34 КоАП: производство и распространение «иностранным агентом» материалов без маркировки о статусе. На той волне последовательных штрафов председатель правления «Мемориала» Ян Рачинский говорил, что «ликвидировать можно любую организацию и в любой момент». Общая сумма штрафов в итоге превысила шесть миллионов рублей.
Также упомянуто «иностранное финансирование»: «Основной источник поступления денежных средств и имущества — государства и иностранные организации: Федеративная Республика Германия, Республика Польша, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Французская Республика, Швейцарская Конфедерация и другие».
Как выяснилось позже, помимо собственно «Международного мемориала», ликвидировать хотят и «Правозащитный центр Мемориал»: если первым занимается Генпрокуратура, то по поводу второго иск в Московский городской суд направила прокуратура Москвы.
Исковое заявление о ликвидации «Мемориала» генпрокурор направил в Верховный суд 8 ноября, в самой организации узнали о нем тремя днями позже.
«У нас через две недели судебное заседание, а позицию Верховный суд нам велел представить вообще 22 ноября, — говорит юристка организации Татьяна Глушкова. — Естественно, мы сейчас планируем в максимально быстром темпе сформировать юридическую команду и подготовить возражения на этот иск. Сделаем это насколько возможно публично, потому что наше единственное оружие в этой ситуации — это публичность».
По словам председателя совета правозащитного центра «Мемориала» Александра Черкасова, если Верховный суд примет решение о ликвидации «головной» организации, прекратятся различные просветительские, исследовательские и исторические программы и работа в регионах; под угрозой также работа музея, архива и библиотеки, материалы для которых собирались больше 30 лет, проект «Возвращение имен», добавляет Глушкова.
«Мы считаем, что никаких законных оснований для ликвидации Международного Мемориала нет, — говорится в заявлении правления. — Это политическое решение об уничтожении общества "Мемориал" — организации, занимающейся историей политических репрессий и защитой прав человека».
«Если это все будет доведено до логического конца, будут плохие последствия, — говорит Черкасов. — Это означает прекращение массы интересной, полезной работы, которую мы делаем. Мы будем стараться минимизировать последствия — ну и мы уж точно не соглашаемся просто так поднять лапки кверху, есть какие-то процедуры обжалования. Правда, веры в них не очень много, но мы используем все законные средства для того, чтобы бороться за свое существование».
Обновлено в 23:00. Добавлена информация о требовании ликвидировать «Центр Мемориал».
Игорь Краснов копает под «Мемориал»
Как власти добиваются ликвидации старейшей правозащитной организации России.