Как оказалось, покупателями 19,5% акций «Роснефти» стал консорциум Glencore и Qatar Investment Authority. Это новость важна тем, что швейцарская трейдинговая компания Glencore International AG была связана с близким к Кремлю миллиардером Геннадием Тимченко, проживающим в Швейцарии. Возможно, Glencore - только посредник «за хорошие чаевые». Общая сумма сделки - 10,2 млрд долларов. В поддержку этой версии нужно отметить, что у швейцарцев огромный долг – 23 млрд долларов. Откуда у компании дополнительные средства? Как сказал Сечин, оплачивать консорциум будет «как за счет собственных средств, так и за счет привлеченного кредитного финансирования».
«Санкции не имеют отношения к этой сделке», — сказал источник, близкий к одной из ее сторон. Конечно, не имеют, ведь Glencore славится тем, что обходит санкции. Так, швейцарские трейдеры торговали иранской нефтью в обход эмбарго, закупала никель и золото на Кубе в обход американских санкций и торговала с Ливией. В 2013 и 2014 годах дочерная компания Glencore «Гленкор Экстрата» была удостоена двух морских буровых лицензий у берегов Западной Сахары (частично признанное государство в Северной Африке, где нарушают права человека). Лицензии выдаются в явное нарушение международного права, но компанию это не остановило.
Отметим, что в далеком 1983 году федеральный прокурор США Рудольф Джулиани арестовал основателя компании Марка Рича, который, кстати, впоследствии имел хорошие отношения с Тимченко, уже после развала СССР. Обвинение для Рича насчитывало 65 пунктов, в том числе неуплату налогов на 48 млн долларов США. Господин Рич принял испанское подданство и «свалил» в Швейцарию (!) от американского правосудия. Потом дело затихло. Но из «краткой истории» ясно, что Glencore - одна из самых «мутных» контор на мировом рынке.
И самое важное, основным нефтяным трейдером, по данным журнала SmartMoney, Glencore выступает Gunvor Геннадий Тимченко – друг Игоря Сечина и других «первых лиц государства». Катарский суверенный фонд (Qatar Investment Authority) партнер Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), который вместе с ним и Романом Троценко (советник Игоря Сечина!) сейчас ведут переговоры о покупке «Воздушные ворота северной столицы» (концессионер петербургского аэропорта «Пулково») у структур «ВТБ капитала».
Важен и еще один момент. Игорь Сечин и его топ-менеджеры, которые «хапали» до 35% чистой прибыли «Роснефти», надеются, что дивиденды будут увеличены. А это значит, Сечин продолжит на дивиденды расширять свое присувие в «Роснефти» в качестве акционера.
Лоббисты
Тимченко, контролирующий экспорт 40% российской нефти, ранее имел конфликт с Игорем Сечиным, хотя и считался его хорошим приятелем. Всему причина – нефть, конечно. Но стоит отметить, что от покупки «Башнефти» нефетрейдер «открестился», хотя имел все шансы заполучить захваченную компанию. «Это полная чушь. Интереса к «Башнефти» не было, нет и не будет», - цитировали тогда Тимченко журналисты.
Возможно, миллиардер готовился к чему-то большему, как, например, приватизация «Роснефти»… Еще один крутящийся около миллиардной сделки «дружок» Сечина – его помощник Роман Троценко. Отметим только, что в 2014 году Департамент финансового контроля Объединенной судостроительной корпорации после ревизии докуменатции периода правления Романа Троценко (возглавлял ОСК в 2009 - 2012 годах) выявил нецелевое расходование 14 миллиардов рублей!
Сечин
Ранее Игорь Сечин устранил своего главного оппонента - экс-главу Минэкономразвития Алексея Улюкаева, который был против приватизации «Башнефти» «Роснефтью». Как позже выяснилось, Улюкаева разрабатывал бывший полковник ФСБ, нанятый Игорем Сечиным. Также велась слежка за другими противниками покупки «Башнефти» - Аркадием Дворковичем и Андреем Белоусовым. После ареста Улюкаева (фото и видео его взятки до сих пор не опубликованы, самому министру слова не дают) противники Сечина вошли в ступор. Мало кто может противопоставить аргументы Сечину.
Тем временем и Игорь Иванович светиться не стал – ведь Сечин перед покупкой «Башнефти» сказал, что «Роснефть» откажется от участия в приватизации башкирского «гиганта» только «в случае прямого запрета правительства России». А оно было! «Владимир Путин принял решение запретить «Роснефти» претендовать на покупку госпакета в капитале компании «Башнефть»»!
После того, как Сечин пошел наперекор федеральному центру, покупка лично Игорем Ивановичем акций «Роснефти» обернулась бы большими проблемами. Хотя бывший министр Игорь Юсуфов активно предлагал способ, как сечинские топ-менеджеры могут скупить акции «Роснефти». А там напрямую назвать Сечина покупателем пакета «Роснефти» нельзя. Да, около сделки «маячат» его советник Троценко, приятель Тимченко и швейцарский нефтетрейдер Glencore, которого лоббировал Игорь Иванович в качестве главного трейдера российской нефти. Но прямых доказательств нет. Как нет исчерпывающих данных, о том, что Сечин причастен к захвату «Башнефти» у Владимира Евтушенкова. Но практически все уверены, что это сделал Сечин. Так или иначе сделку стоило бы проверить Главному управлению МВД по экономической безопасности и противодействию коррупции и ФСБ.
Игорь Сечин отдал «Роснефть» своим друзьям и врагам России
Глава «Роснефти» продал почти 20% госкомпании консорциуму Glencore, тесно связанному с околокремлевским миллиардером Геннадием Тимченко, и Qatar Investment Authority - работающей с советником Игоря Сечина – Романом Троценко.