В киевском аэропорту «Борисполь» арестован Илья Юров. Бывший председатель совета директоров ОАО «Национальный банк «Траст» прилетел в столицу Украины 20 ноября по личным делам. На пограничном контроле Илья Юров предъявил паспорт гражданина Республики Кипр. После чего был арестован как находившийся в международном розыске по линии Интерпола по запросу правоохранительных органов России.
Теперь экс-банкира ждет процедура экстрадиции, которая может затянуться на месяцы, а то и годы. В связи с чем, конечно, у всех, кто следил за историей «Траста» в последние годы, возникают смутные подозрения о реальных причинах появления Ильи Юрова на Украине с киприотским паспортом. Дело в том, что такой опытный человек, тем более уже несколько лет ведущий ожесточенную судебную войну, не мог не просчитать всех рисков. Остается два традиционных варианта. Первый – Илью Юрова просто «подставили» - выманив на Украину и гарантировав безопасность. Такой сценарий предполагает «выдаивание» клиента в обмен на свободу.
Но есть и другая, более «спокойная», но продвинутая версия. Бороться с определением Интерпола в розыск очень сложно. На глобальном уровне. Но на локальном – вполне возможно. Схема отработана. Клиент сдается в руки правосудия в той юрисдикции, где ему представляют гарантии успешного оспаривания этого ареста в суде. После чего клиент получает не просто свободу, но иммунитет от других попыток ареста. Понятно, что свобода передвижения в этом случае очень ограничена. Но это все-таки свобода, которая, к тому же, дает возможность ведения борьбы за «полное освобождение». Украина – неплохой вариант для решения подобных вопросов. И не только в суде. И уж точно она выглядит куда лучше, чем перспективы, которые в последнее время обозначились для Ильи Юрова в более привычных для «бизнес-эмиграции» юрисдикциях. Там все очень и очень плохо.
Осада «Траста»
С 22 декабря 2014 года банк «Траст» проходит процедуру финансового оздоровления. Она с самого начала стала напоминать настоящую военную операцию против бывших владельцев, которая ведется по всем правилам военной стратегии на разных фронтах и по разным правилам. Масштабы кампании впечатляют. Только за первое полугодие 2015 года от имени новых управляющих «Траста» были подано более 20 исков к компаниям, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях. Общий объем исков составил в сумме более 32 миллиардов рублей и 94 миллионов долларов.
Но это сущая мелочь по сравнению с масштабами финансовых дыр, которые были обнаружены санаторами «Траста» из банка ФК «Открытие». На проведение оздоровления «Открытие» получило кредит от АСВ на 129 млрд рублей по льготной ставке. Эта сумма пошла на закрытие дыры в балансе. Естественно, что причины этих потерь очень быстро были переведены в жанр уголовных деяний. На российском фронте в настоящее время расследуется уголовное дело в отношении группы бывших собственников и топ-менеджеров «Траста», которые обвиняются в схемных операциях с компаниями, зарегистрированных на Кипре. Изначальный смысл этих операций состоял в сокрытии финансовых потерь кредитного учреждения. Но с какого-то момента, по мнению следствия, в этих операциях начали прослеживаться характерные черты вывода средств, когда деньги в конечном итоге оказывались на счетах бывших владельцев.
17 декабря 2015 года трое из них - Илья Юров, Николай Фетисов и Сергей Беляев были заочно арестованы решением Тверского суда Москвы. После чего основной фронт предсказуемо переместился в Лондон, вслед за основными персонажами истории. Здесь им никаких уголовных обвинений не предъявлялось, равно как не было попыток экстрадиции экс-банкиров. Военные действия начались с того, что в январе 2016 года юридические представители «Траста» (который контролируется санатором) добились в английском суде решения о продаже портфеля московской недвижимости, который формально принадлежит третьим лицам, но по факту контролируемый старыми владельцами банка.
Сделать это удалось, убедив судью в том, что сделка заключалась на нерыночных условиях и предполагала обналичивание недвижимых активов и вывод полученных средств. В феврале 2016 года английский суд принимает решение об аресте имущества, контролируемого семьями бывших владельцев банка. После чего 11 апреля 2016 года в Высокий суд Лондона подается иск на сумму 830 миллионов долларов к бывшим владельцам банка - Илье Юрову, Николаю Фетисову и Сергею Беляеву, а также их женам. Первые, согласно иску, выдавали кредиты подконтрольным им компаниям. А вторые - помогали отмывать эти средства.
Талантливый мистер Ворсли
К моменту, когда в Москве производились виртуальные аресты людей, а в Лондоне - реальные аресты активов, в руках у новых акционеров «Траста» оказалось страшное оружие. Это был мистер Бенедикт Ворсли (Worsley), известный также как просто Бен. Этот английский джентльмен проживал на Кипре и специализировался на создании финансовой закулисы. Сначала в числе его клиентов был Альфа-Банк, а потом его «подобрали» Юров и К, которые поручили ему организовать сеть офшорных фирм, которые использовались в качестве технических инструментов для кредитования своих проектов и денежных проводок кредитных средств «Траста». Другими словами, это была темная сторона банка. А Бен Ворлси выполнял функцию принца тьмы. В ноябре 2015 года мистер Воксли решил выйти в свет. Он договорился с представителями банка «Открытие» и переехал в южную Францию, где, по некоторой информации, проживает и в настоящее время в укрепленном доме, который охраняют профессиональные британские наемники из числа бывших спецназовцев.
Из материалов судебного иска, который рассматривался в Лондоне, стало известно, что нынешние владельцы банка «Траст» договорились с господином Ворсли в ноябре 2015 года о переходе на свою сторону, обеспечив его не только французским жилищем и охраной, но также ежемесячным жалованием в размере $32 500, а также гарантиями защиты в случае подачи против него судебных исков третьей стороной. В ответ на такую трогательную заботу Ворсли согласился дать свидетельские показания, в которых подробно рассказал о сделках, которые он выполнял от имени и по поручению бывших акционеров «Траста». И, судя по выступлению самого судьи, он верит показаниям Бенедикта Ворсли. В результате в распоряжении судебных властей (не говоря уже о представителях «Траста») оказались все финансовые схемы Ильи Юрова и его компании. Соответственно, защищать свои права им стало практически невозможно. Что может объяснять появление Юрова на Украине.
Друзья на высоких постах
Разоблачение старых владельцев «Траста» может оказаться пирровой победой. По мнению представителей финансового сообщества, реальные владельцы активов, которые проходили по документам как принадлежащие банку (или отданные ему в залог) не горят желанием возвращать их новому банку. И есть все основания считать, что социальный и политический ранг этих владельцев позволяет им эти активы сохранить. Невзирая на решения московского и лондонского судов.
Впрочем, новый «Траст» — это тоже не простая организация. Банк полностью контролируется финансовой корпорацией «Открытие», которая представляет собой «сложносочиненное» финансовое образование. В основе ее лежит банк «Номос», к которому были присоединены Ханты-Мансийский банк, Банк «Петрокоммерц» и собственно банк «Открытие». После чего (в 2014 году) «Номос» был переименован в «Открытие», окончательное запутав публику. Но зато в России появился частный супербанк - крупнейшее частное кредитное учреждение, состав владельцев которого читается как «Who is who» и включает в себя Алекпёрова, Федуна, Мамута, Беляева и других не последних капитанов российского бизнеса. «Открытие», несмотря на свои исполинские размеры, остается потенциальным объектом для поглощения.
Другими словами, независимо от судьбы иска по делу «Траста» нынешняя война может оказаться легкой разминкой перед настоящим сражением. В этой ситуации тюрьма в городе Белая Церковь для Ильи Юрова может оказаться не таким уж и плохим местом.
Илья Юров залег на дно на Украине
Бывший владелец банка «Траст» Илья Юров счел, что самое безопасное место в будущих разборках - украинская тюрьма.