Бывший председатель совета директоров Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) Анатолий Быков, осужденный на 13 лет за организацию двух заказных убийств, вновь предстал перед судом. По версии следствия, в середине 2000-х годов он нанял киллера для ликвидации предпринимателя Андрея Неколова и вице-президента региональной федерации бокса Андрея Грабовского, но, поскольку одной из жертв удалось спастись, заплатил за заказ в пять раз меньше, чем обещал,— $10 тыс. вместо $50 тыс. На скамье подсудимых оказался и предполагаемый исполнитель Александр Живица, потерявший в гонораре. Он и дал показания на Анатолия Быкова. Последний считает обвинение сфабрикованным.
В Красноярске суд приступил к рассмотрению уголовного дела экс-главы совета директоров КрАЗа, бывшего депутата краевого заксобрания Анатолия Быкова и предполагаемого киллера Александра Живицы, сообщили в прокуратуре региона.
Утром автозак доставил Анатолия Быкова в суд. «Улыбаетесь, значит, все хорошо»,— приветствовал он своих знакомых, которые пришли его поддержать. Предполагаемый киллер Александр Живица приехал на заседание из исправительного центра ФСИН, где он досиживает срок, к которому был приговорен в рамках другого уголовного дела. В начале судебного заседания защита Анатолия Быкова заявила ряд ходатайств, в том числе о прекращении дела, но получила отказ. Когда с формальностями было покончено, прокурор Жанна Волнистова огласила обвинительное заключение.
События, которые изложены материалах дела, произошли в 2004–2005 годах.
По данным следствия, в сентябре 2004 года Анатолий Быков якобы решил устранить учредителя красноярской фирмы по утилизации промышленных отходов Андрея Неколова, в котором видел серьезного конкурента.
Убийство он поручил Александру Живице — штатному киллеру банды криминального авторитета Вилора Струганова (Паша Цветомузыка). Размер гонорара, обещанного исполнителю, был определен в $50 тыс.
Однако все подготовительные работы пришлось внезапно приостановить и взяться за более срочный «заказ», также поступивший, по материалам дела, от Анатолия Быкова. Необходимо было ликвидировать вице-президента региональной федерации бокса Андрея Грабовского, которого Анатолий Быков ранее опекал. Алюминиевому магнату якобы не нравилась дружба, которую боксер завел с преступным авторитетом по прозвищу Дипломат.
1 ноября 2004 года киллер из автомобиля «Нива» выпустил по BMW спортсмена автоматную очередь. Андрей Грабовский вывел автомобиль из-под обстрела, и это спасло ему жизнь.
Провалив задание, киллер Живица вновь приступил к подготовке «отложенного» убийства. Он собрал подробные данные о месте жительства Андрея Неколова, графиках его передвижения и, выследив, «не менее четырех раз» выстрелил в коммерсанта из пистолета ТТ, в том числе дважды в голову.
«При встрече Анатолий Быков заплатил за убийство бизнесмена часть денежных средств в сумме $10 тыс., уменьшив размер вознаграждения в связи с тем, что киллер не смог совершить убийство первого потерпевшего и слишком долго занимался подготовкой и совершением убийства второго»,— говорится в материалах Следственного комитета России.
Анатолию Быкову предъявлено обвинение в подстрекательстве к убийству (ст. 33, ст. 105 УК РФ) и подстрекательстве к покушению на убийство (ст. 33, ст. 30, ст. 105 УК РФ). Александру Живице инкриминируется только покушение на убийство Андрея Грабовского, за убийство Андрея Неколова он уже был осужден ранее.
Выслушав речь прокурора, Александр Живица заявил о признании вины. Анатолий Быков назвал претензии следствия в свой адрес «сфабрикованным бредом».
«Его (Александра Живицу.— “Ъ”) использовали как инструмент для того, чтобы оговорить Быкова. Я знаю, где и как его обрабатывали. Придет время — вы все узнаете. Я бы просто посоветовал этому человеку вовремя опомниться и признаться в том, что в действительности он этого не совершал. Время все расставит на свои места»,— сказал бизнесмен.
После этого суд установил порядок исследования доказательств и объявил в слушаниях перерыв до 8 июня.
Ранее адвокат Анатолия Быкова Алексей Прохоров комментировал «Ъ» позицию защиты. Адвокат заявлял, что в 2006 году уголовное дело о покушении на Андрея Грабовского было закрыто с формулировкой «за отсутствием события преступления». По словам защитника, следствие пришло к выводу, что это была инсценировка, подготовленная самим бывшим боксером.
«Никто в Грабовского не стрелял, никому это не было нужно. И эта точка зрения очень активно насаждалась много лет, очень активно педалировалась самим следствием. Кардинальный поворот произошел в сентябре 2020 года, когда постановление о прекращении дела было отменено, а Анатолий Быков был уведомлен, что подозревается в причастности к этому преступлению. Произошло это в силу того, что в августе 2020 года начал давать показания Александр Живица. Именно он заявил, что стрелял по автомобилю Грабовского, стрелял с целью его убить и делал это по просьбе Анатолия Быкова»,— поведал защитник, добавив, что доверять заявлениям Александра Живицы нельзя.
Засомневаться в искренности показаний Александра Живицы его заставили события 2015 года. По словам адвоката, тогда Александр Живица выступал ключевым свидетелем обвинения на процессе по делу своего руководителя Вилора Струганова, которого судили за ряд убийств (ему назначили 19 лет — «Ъ»). Свидетель утверждал, что по заказу своего шефа он устранил некоего Юрия Толмачева, однако по данному эпизоду Струганов был оправдан судом.
«Казалось бы, этот факт, наверное, должен быть дать пищу для размышлений и следствию, и прокуратуре, насколько можно доверять показаниям Живицы»,— заявлял «Ъ» адвокат.
Адвокат Прохоров также отмечал, что в 2015 году Александр Живица получил за шесть убийств 12 лет заключения. Столь небольшой срок, по словам юриста, можно объяснить тем, что стрелок заключил досудебное соглашения о сотрудничестве.
Однако уже в 2020 году суд заменил заключенному Живице неотбытую часть срока на принудительные работы и поместил в исправительный центр ФСИН. «На практике очень трудно убедить суд в том, что человек, который совершил шесть убийств и получил за это 12 лет, из которых фактически отбыл 7 лет 8 месяцев (с учетом нахождения под стражей на следствии), уже может находиться не в местах лишения свободы, а исправительном центре с сотовым телефоном и с правом выхода за пределы учреждения без конвоя»,— отметил адвокат Прохоров.
Как писал «Ъ», в сентябре 2021 года в Красноярске завершился первый суд над Анатолием Быковым. Коллегия присяжных признала его виновным в организации заказного убийства в 1994 году двух коммерсантов Александра Наумова и Кирилла Войтенко и не заслуживающим снисхождения. На основании вердикта присяжных Анатолию Быкову присудили 13 лет заключения.
Еще два уголовных дела находятся в стадии расследования — о создании преступного сообщества (ст. 210 УК РФ) и подстрекательстве к убийству в 1998 году криминального авторитета Владимира Филиппова. Ни по одному из них Анатолий Быков вину не признал.
К Анатолию Быкову примеряют убийства двадцатилетней давности
Начался второй процесс по делу уже осужденного экс-гендиректора КрАЗа.