Патрон ЦСКА Евгений Гинер перестал быть владельцем клуба, который за долги по стадиону перешел под контроль государственного ВЭБа. Почти 19 лет одиозный руководитель разными методами складывал победный красно-синий пазл, перевернув и где-то даже подмяв под себя российский футбол. Как это было.
Недавно в метро я услышал диалог двух болельщиков средних лет. «Кто в нашем чемпионате добивался значительных успехов?» — «Романцев, Семин, Бердыев да Гинер». Удивительно? Но, как говорится, все претензии к Евгению Ленноровичу, с личностью которого у многих отечественный футбол 2000-х и ассоциируется.
В 2001-м неизвестный широкой общественности господин с плутоватым взглядом неожиданным образом очутился фактически у руля «спортивной» армии. Ходили слухи, что он не без помощи правоохранительных органов якобы перехватил контроль у тогдашнего президента Шахруди Дадаханова. На бумаге же новыми акционерами стали компания «АВО-капитал», британская фирма Blue Castle Enterprises Limited (ее происхождение и род деятельности — до сих пор загадка) и Министерство обороны, искавшее хозяина для загибающегося проекта.
Хозяин без опыта футбольной работы взялся за дело сразу. Он быстро врубился в правила игры. Точнее, сам стал их устанавливать. К примеру, если раньше все ликвидное оказывалось в «Спартаке», то теперь Евгений Гинер ловко перехватил право первой ночи. Даже первые призывы — Андрей Соломатин («Локомотив»), Денис Попов («Черноморец»), Юрий Лайзанс («Сконто»), Предраг Ранджелович, Элвер Рахимич («Анжи»), Игорь Яновский (ПСЖ), Ролан Гусев, Дейвидас Шемберас («Динамо»), Дмитрий Кириченко («Ростсельмаш») — дали понять, что все будет серьезно. И уже через 12 месяцев в офисе разместился первый за 12 лет трофей — Кубок России. С ходу захватить еще и корону не удалось, но после проигрыша в «золотом» матче «Локомотиву» Гинер, занимавшийся параллельно и делами хоккейного ЦСКА, продолжил, не скупясь, создавать армейский вариант «галактикос».
Помните, сколько было заплачено, к примеру, за Иржи Ярошика и Ивицу Олича? Восемь сумасшедших на тот момент миллионов евро.
Да и судили армейцев, взявших без шума и пыли в 2003-м свой первый российский титул, тоже по особому «тарифу». «Кто этот молчаливый дядька с сигарой и что это за «структуры Гинера?» — все чаще стали задаваться вопросом журналисты. Развернутых ответов, впрочем, не находилось. Вроде бы занимался в 90-х «лужниковской» ярмаркой (его считали одним из совладельцев), имеет какой-то энергетический бизнес на Украине, вроде бы спонсировал молодежную сборную России. Сам патрон, которого стали подозревать в связях с криминалом (особенно после того, как в 2005-м в Москве на набережной расстреляли его автомобиль), о прошлом не распространялся и секреты успеха не раскрывал. И лишь однажды поведал о том, что недоучился в харьковском институте инженеров коммунального строительства.
Правда, отсутствие диплома не помешало ему завести дружбу с Романом Абрамовичем и другими легальными олигархами, крутыми чиновниками и главами госкомпаний. Контракт ЦСКА с «Сибнефтью» на 54 миллиона долларов в 2004-м оказался на тот момент рекордным и поразил народ едва ли не больше, чем исторический Кубок УЕФА, который Акинфеев и компания завоевали год спустя.
На лихом коне харизматичный начальник ворвался и в руководство футбольной премьер-лигой. И никого не удивило, что за время его царствования ЦСКА сотворил два золотых дубля.
Появившийся в тот период слоган «Гинер все купил» плавно превратился в некий «девиз».
А набиравший все больше влияния и полностью забравший команду под свой контроль футбольный Дон Корлеоне не скрывал могущества: «Даже если сократят одновременное присутствие иностранцев на поле до 3–4 человек, на ЦСКА это не скажется. Мы как состоятельный клуб скупим лучших российских футболистов — и все». К слову, в 2012-м именно Евгений Леннорович в отсутствие главы РФС и за три недели до старта сезона спокойно продавил устраивающий группу богатеев лимит «7+4». Валерий Карпин назовет это беспределом, Никита Симонян — безобразием, но перечить Гинеру и отменить легионерское раздолье никто впоследствии не рискнул… А не так давно экс-президент «Локомотива» Николай Наумов признался: «Все реформы в российском футболе были проведены исключительно с подачи Гинера. Его влияние огромно. Его голос всегда был решающим. Подчас важнее, чем голос самого Прядкина. Гинера побаиваются…»
Армейский босс выставил шлагбаум и агентам, которые работать с ЦСКА не любили, потому что знали: там не распилишь на трансферах, как в «Спартаке», «Динамо» и «Локомотиве». При этом хитрый Гинер, собаку съевший на рыночном бизнесе, гениально спекулировал кудесниками в бутсах, приумножая армейский капитал буквально на ровном месте. Судите сами. Бразилец Дуду, купленный за 3 миллиона евро, ушел в «Олимпиакос» за 6,5. Ярошик продан в «Челси» за 12. Приобретенный за 2 миллиона Милош Красич был отдан в «Ювентус» за 17. Сейду Думбия отправили в «Рому» за 15 миллионов (а вернули потом в аренду за миллион). Жиркова, которого подписали за 300 тысяч евро, завернули для «Челси» за 21 миллион. Как и Ахмеда Мусу в «Лестер». Пятимиллионого Жо загнали в «Манчестер Сити» за 24,5. А на Вагнере Лаве ЦСКА неплохо заработал дважды, продав его сначала в Бразилию, а потом — в Китай. Боссы клубов кусали локти и другие части тела, так как все футболисты, принесшие ЦСКА ощутимую пользу, не отыграли в новых командах даже на миллион. Гинер же, научившийся выкручиваться даже в условиях жесткой экономии, потирал руки. Ведь благодаря искусству мудрой торговли армейцы, не имевшие за плечами монстров вроде «Лукойла», РЖД и «Газпрома», продолжали безбедно существовать и побеждать тех, кто сорил деньгами налево и направо.
Угадал Гинер и со Слуцким, который, по мнению болельщиков, запрягал слишком долго.
С Леонидом Викторовичем ЦСКА трижды брал золото за четыре года, добрался до четвертьфинала Лиги чемпионов и окончательно превратился в самый успешный российский клуб с чуть ли не безупречной репутацией. Разве что перенос даты рождения армейской дружины с 1923-го на 1911-й заставил похохотать фанатов всех мастей. Но ведь смех продлевает жизнь, разве нет? Зато сор из красно-синей избы не выносился в принципе. Да и скандалов, подобных спартаковским и динамовским, на Песчаной было не сыскать. «У Гинера не забалуешь…» — говорили не под диктофон футболисты, отмечавшие также, что все обещания президентом выполняются от и до. Думаю, нет смысла перечислять тех, кто счастливо доиграл в ЦСКА до конца карьеры.
Сам же Евгений Леннорович, при котором армейцы завоевали 7 Кубков страны, 7 Суперкубков и 6 чемпионских званий, тем не менее, если можно так выразиться, немножко не доиграл. В своем украинском бизнесе он в последнее время терпел убытки, и построить без потерь стадион ему оказалось не под силу. Точнее, вернуть кредит в размере 280 миллионов долларов, взятый на возведение храма футбола. Более того, сумма общей задолженности перед ВЭБом на конец 2018 года составляла 322 миллиона долларов. Госбанк решил конвертировать долги ЦСКА в акции, а Гинер, утративший генеральный контроль, трансформировался в управляющего спортивным блоком. «Никакой кардинальной смены курса не произойдет, и команда по-прежнему будет решать серьезные задачи» — заявил любимец армейских фанов, эпоха которого, по всей видимости, подошла к завершению. Или, может, Евгений Гинер опять «всех купил»?
Как Евгений Гинер всех купил
Патрон ЦСКА Евгений Гинер перестал быть владельцем клуба, который за долги по стадиону перешел под контроль государственного ВЭБа. Почти 19 лет одиозный руководитель разными методами складывал победный красно-синий пазл, перевернув и где-то даже подмяв под себя российский футбол. Как это было.