В суде Нью-Йорка рассекретили содержание иска против людей Сбербанка. В иске фигурируют имена Германа и Олега Грефов, Станислава Кузнецова, Дмитрия Козака, Михаила Гуцериева, Кирилла Андросова и некоего всемогущего Александра Игоревича, фамилия которого так и осталась в тайне. Ахмед Билалов обвиняет их в reiderstve.
5 февраля 2021 года юридические представители бывшего президента Ассоциации гольфа России Ахмеда Билалова подали в суд Южного округа Нью-Йорка иск к Герману Грефу и его команде из Сбербанка, в котором обвинили последних в организации заговора с целью лишения права собственности на курортные объекты в районе Красной Поляны. Само содержание иска до последнего времени хранилось в тайне. Этого добивался сам Билалов, который, видимо, пытался использовать его в качестве инструмента при переговорах о возможном возврате активов.
Но суд принял решение исковое заявление рассекретить, и теперь все тайные обвинения врагов Ахмеда Билалова стали публичными. Что означает начало настоящей судебной войны и фактически исключает возможность договориться. Тем более что характер обвинений, содержавшийся в заявлении, весьма серьезный.
Олмпийская ловушка
По словам Ахмеда Билалова, действия Германа Грефа и ко представляют собой хрестоматийный пример корпоративного рейдерства, жертвой которого стали сам Билялов и его компания - АО «Красная поляна».
Интерес к «Поляне», по мнению подателей иска, объяснялся доходными потоками компании, которые возникли в связи с подготовкой к сочинской Олимпиаде 2014 года. Билалов и его фирма оказались в сложном финансовом положении, и начали договариваться со Сбером о реструктуризации долгов. По убеждению Билалова, эти проблемы были созданы намеренно - Грефом и его командой.
Изначально условия по реструктуризации оказались вполне приемлемыми, но затем на них обрушился град гражданских исков и уголовных дел, которые и привели к потере Билаловым «Красной Поляны». Этот град мог иметь искусственное происхождение, и объясняется истцами давлением рейдеров на суд. Возможности такого давления, считает Билялов, представляют собой главную отличительную характеристику российского рейдерства.
Подобное заявление не новость для американских судов, равно как и обвинение в этом Германа Грефа. В 2017-м году американский суд уже разбирал дело «Павловскгранита», который, по мнению владельца и подателя иска Сергея Пойманова, стал жертвой заговора рейдеров, орудовавших по заказу Сбербанка. Адвокаты Пойманова также считали влияние на суд главным методом «reiderstva po russki».
Иск Ахмеда Билялова также содержит краткий курс российского рейдерства. Можно предположить, что теперь в международном сообществе термин «Reiderstvo» может обогатить мировой словарь слов, заимствованных из русского лексикона после «Krysha» и «Pogrom», но перед «Sputnik». Русское рейдерство пополнило не только словарь терминов, но и арсенал методов войны за активы. По данным подателей иска, Запад превратился в еще один фронт, где разные «krysha» ведут войну за корпорации с использованием обычных западных методов.
Ставка на Медведева
В 2006-м году братья Ахмед и Магомед Билаловы купили горнолыжный курорт под названием «Горная карусель» с целью сделать из него проект мирового уровня. В то же время Магомед Билалов стал собственником 84,85% АО «Красная поляна». В этом пакете, согласно иску, были интересы Ахмеда, который разрешил управлять им Магомеду и своей жене, так как сам в это время «был вовлечен в политику» (формулировка иска).
В 2007-м году судьбе и международному Олимпийскому комитету стало угодно назначить Сочи местом проведения Олимпийских игр 2014-го года. Следом уже российское правительство приняло решение о строительстве на «Красной поляне» комплекса для проведения соревнований по лыжным прыжкам с трамплина. «Горная карусель» гармонично вписалась в это проект в качестве медиа-деревни с сетью отелей на 2658 мест. Расходы на «деревеньку» и ее обитателей легли на олимпийский бюджет, выделенный из бюджета федерального. В общем, инвестиционное решение, сделанное Ахмедом Билаловыми в 2006 году оказалась мудрым, если не сказать больше - провидческим. А «политическая вовлеченность» - весьма полезным занятием для развития горнолыжного гешефта Билаловых. Особенно если учесть, что в 2006-м году будущей жертве политических репрессий удалось познакомиться с вице-президентом Дмитрием Медведевым, который в 2008-м году занял пост президента России. Именно на президентство Медведева пришелся расцвет горнолыжного бизнеса Билалова.
Кредитная удавка от Грефа
В 2007-м году произошло еще одно важное для проекта событие - в ноябре 2007-го года Сбербанк возглавил Герман Греф, который покинул для этого пост министра экономики. А уже следующем, 2008-м году, Сбербанк стал финансовым инвестором «Красной поляны», взяв на себя обязательство открыть для проекта кредитную линию на сумму 40 миллиардов рублей.
Авторы иска утверждают, что обещание это выполнено не было, вместо 40 миллиардов они получили один - в виде бридж-кредита по ставке 10–15%. После чего команда Грефа предложила «просто купить» 25% акций «Красной поляны». На это «простое» предложение Биляловы среагировали взятием нового кредита - на этот раз у Внешэкономбанка, под залог своих акций. Это был (опять) дорогой кредит, но зато акции оказались в надежном месте. По крайне мере так казалось самим братьям.
Но вскоре они попали под настоящий пресс, который опустился на них после смены президента.
В 2012-м году у проекта поменялся подрядчик - место строительной компании «Транскомстрой», которую контролировал брат Ахмеда Магомед Билалов, заняла турецкая корпорация «Sembol», которую Сбер финансировал через принадлежавший ему тогда турецкий DenizBank. Податели иска считают, что именно эта замена обрушила финансовое положение проекта, так как привела к росту стоимости строительства с 1800 долларов США в расчете на 1 квадратный метр до 3000 долларов.
Гуцериев спешит «на помощь»
В момент, когда проблемы у Биляловых, оставшихся без политического прикрытия, росли как снежный ком, в окрестностях «Красной поляны» (фигурально выражаясь) был замечен главный акционер промышленно-финансовой группы «Сафмар» Михаил Гуцериев, который предложил свои услуги по разруливанию ситуации. Суть его плана состояла в том, что братья Билаловы отдают 41,429% «Красной поляны» за 20 миллионов долларов США, а в обмен на этот дисконт (в 40 раз дешевле реальной стоимости этого актива) получают гарантии прекращения уголовного преследования. В иске описано, как в разгар переговоров Гуцериев позвонил Грефу, и тот по громкой связи посоветовал ему забрать у Билялова все как можно дешевле, «а лучше всего - просто бесплатно». После чего Гуцериеву удалось оперативно убедить отдать эти акции ему и ближайшему родственнику Михаилу Шишканову, чтобы потом (когда все успокоится) вернуть часть их бывшему владельцу. Но, как утверждает Билялов, обещания не были выполнены.
Из этого эпизода, если так оно и было, как минимум следует, что Гуцериевы и Греф составляют де-факто общее партнерство, в которое каким-то образом входит и запред правительства Дмитрий Козак.
Некто Александр Игоревич
В мае 2016 года семья Билалова перемещается в США. Сначала в Нью-Йорк, а затем во Флориду. Но Ахмед Билалов не оставляет надежду договориться. На этот раз его контактным лицом становится Кирилл Андросов - близкий Грефу человек. И вновь рождается надежда на разрешение. Окрыленный Билалов летит в мае 2019 года на конференцию в Сан-Франциско, но вместо конструктивного переговорщика, готового обсуждать условия возврата части утраченных активов, в коридоре отеля он сталкивается с неким Александром Игоревичем, который представляется действующим майором ФСБ, работающим на службу безопасности Сбербанка. Наверное, подобное заявление выглядело особенно колоритно в недрах калифорнийского отеля.
Тем не менее это не помешало «Игоревичу» во время состоявшегося делового ланча посоветовать Ахмеду Билалову забыть побыстрее о российских активах и начать новую жизнь в Америке. Выглядел этот совет как издевательство, но Александр Игоревич настроен был очень серьезно и пообещал своему собеседнику проблемы и даже возможность ареста незадачливого экс-олимпийца. Самое удивительное заключается в том, что угроза эта действительно была реализована на практике. В октябре того же 2019 года Ахмеда Билалова арестовали прямо в солнечной Флориде и начали готовить депортацию в заснеженную к тому времени Россию. Но каким-от чудом Билалову удалось избежать кошмара и выйти на свободу. После чего он решил повысить ставки и подать гражданский иск, но сделать это максимально непублично. В итоге добиться последнего не удалось. Пути к переговорам практически отрезаны, и нас может ждать увлекательное продолжение этой истории на судебных заседаниях с участием присяжных, которые будут вынуждены знакомиться с реалиями российского бизнеса.
Как Герман Греф ставил на миллиардера Билялова олимпийский капкан
Хотел ли банкир забрать у Ахмеда Билялова олимпийские объекты на Красной Поляне как можно дешевле, а лучше всего - просто бесплатно.