Новая волна китайской экспансии в Липецкую область. Уже присутствующая в регионе корпорация Angel Yearst намерена построить завод по глубокой переработке зерна стоимостью более 10 млрд рублей. Однако даже перспектива этого проекта вызывает двойственное впечатление.
В январе китайская делегация посетила Липецк и провела переговоры с местными чиновниками во главе с губернатором Игорем Артамоновым. «Китайская компания построит под Липецком завод глубокой переработки зерна», – сообщил ТАСС. А вот глава региона, который активно ведёт блог в Telegram, упоминает об этом грандиозном проекте вскользь. Мол, поехал посмотреть на социальные объекты в Данковском районе и заодно заехал на промзону, где китайцы собираются расширять производство… В этом же духе отписалась и местная пресса: китайцы хотят завод, но мы ещё думаем. К чему такая осторожность? Есть к чему.
Сделка с «Ангелом»
«Завод по глубокой переработке зерна» – звучит внушительно. Но надо понимать, что первый этап такой переработки – это выработка крахмала и патоки. И всякий, кто бывал поблизости от такого производства, надолго это запомнит. По запаху. На вечную вонь жалуются жители Ефремова в Тульской области. Там расположен промышленный кластер по переработке зерна, в основе которого ещё советский крахмалопаточный завод, реконструированный и используемый американской компанией Cargill. А в Миллеровском районе Ростовской области после открытия крахмального комбината «Амилко» местные жители просто взбунтовались, потребовав закрыть завод и вернуть им возможность нормально дышать. Всего таких заводов в России около трёх десятков, и везде их можно найти по запаху.
Липецкая область стала настоящим китайским анклавом в европейской части России. Сообщается, что она входит в число российских регионов с максимальным объёмом китайских инвестиций.
У чиновников на этот счёт есть отработанная схема: ведут длительные расследования, находят какие-то альтернативные источники вони. И так до тех пор, пока самые активные и недовольные граждане просто не уедут, а остальные не привыкнут. У команды Артамонова уже есть подобный опыт. В 2019 году жители пригорода Липецка – Ссёлок – почувствовали едкий запах. Быстро выяснилось, что некий китаец по имени Янь Чуньюй арендовал на старой промзоне ангар и устроил там производство дешёвой обуви из ПВХ. Соцсети взорвались. Местные чиновники, включая лично губернатора, поспешили заявить, что предприниматель открыл цех без разрешительной документации. Китайцу пришлось ретироваться. Однако уже через несколько дней он был замечен в другом пригороде Липецка – в Кулешовке. Здесь открылся такой же цех и появился тот же едкий запах. Люди вышли на несанкционированный митинг, требуя ответа от властей. Чиновники снова пообещали навести порядок, УФМС даже задержала трёх китайцев, у которых были проблемы с документами. Однако цех мало-помалу продолжил работать. Внимание селян переключилось на другой объект – вдруг обострилась ситуация на близлежащем мусорном полигоне Центролит. Вонь пошла такая, что жаловаться стали не только жители Кулешовки, но и ещё нескольких других сёл.
Видимо, наученный этим опытом, Игорь Артамонов теперь действует осторожно, стараясь не будоражить общественность сообщениями о китайских проектах, переводя внимание липчан на другой завод той же компании Angel Yearst, который работает в регионе уже несколько лет и производит дрожжи. Китайцы говорят, что собираются инвестировать в его развитие ещё 2,6 млрд рублей и создать 100 рабочих мест. Здесь, правда, есть вопрос: в экономику какой страны пойдут эти инвестиции и откуда привезут высокооплачиваемых рабочих? Во всяком случае дрожжевой завод так не воняет, как может вонять крахмалопаточный, вот на него и переводятся акценты в подконтрольных губернатору местных СМИ. Но если смотреть на ситуацию не с позиции локальной экологии, а с точки зрения государственной политики, то вопросы к руководству региона возникают совсем другого порядка.
Дело в том, что Липецкая область стала настоящим китайским анклавом в европейской части России. Сообщается, что она входит в число российских регионов с максимальным объёмом китайских инвестиций. Региональных чиновников понять можно – им нужно отчитываться о своей работе, показывать красивые цифры, а так как других инвесторов на горизонте нет, то приходится сосредоточиться на Китае.
Но остаётся вопрос: что китайские предприятия дают россиянам? Никаких супертехнологий китайцы с собой не приносят. Они не запускают в России производство микропроцессоров, смартфонов, автомобилей или даже роботов-пылесосов. Так что вместо высокотехнологичного производства мы видим обувь из вонючего кожзама.
Об отношении китайцев к экологии всему миру хорошо известно: их города задыхаются от смога, а реки переливаются всеми цветами радуги. При этом условия труда на предприятиях гораздо хуже, чем в России. Так зачем же занижать планку? Вопросы эти в первую очередь следовало бы адресовать губернатору Игорю Артамонову. Но по всему видно, что у него другие приоритеты.
В Липецк он был откомандирован в 2018 году, а до этого работал в Москве вице-президентом Сбербанка. Поговаривают, что его назначение было пролоббировано банкирами, чтобы иметь рычаг давления на главу Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимира Лисина. Тот то ли по кредитам пытался торговаться, то ли старался дивиденды по свободным акциям не платить. Потому финансовому лобби и понадобился человек, способный использовать в разговоре с самым богатым олигархом страны политику кнута и пряника. Версия эта подтверждается тем, что у Артамонова с Лисиным сразу возник плохо скрываемый конфликт. Зримым его итогом стал тот факт, что в 2021 году Лисин сменил прописку с липецкой на подмосковную. Таким образом, налоги в размере около 1 млрд рублей с его личных доходов теперь будет получать другой регион.
Понятно, что разборки между олигархическими кланами могут требовать очень много энергии. А китайцы тем временем методично работают, завязывая на себя технологические цепочки в экономике Черноземья. Экспансия китайцев в регион началась уже больше 10 лет назад, а при Артамонове только активизировалась. Вот новость с местного сайта ещё от 2009 года: «В селе Лавы Елецкого района 132 китайца разбили тепличное хозяйство, которое местные жители назвали «китайской стеной», и намерены завалить огурцами и помидорами всё Центральное Черноземье. Сейчас в Лавах построено уже более 100 огромных парников, каждый из которых 100 метров в длину и 12 – в ширину». А вот уже сообщение «Коммерсанта» от 2020 года: ЗАО «Новый век агротехнологий» в Чаплыгинском районе Липецкой области увеличило мощности своего производства систем капельного орошения. Проект обошёлся инвестору в 160 млн рублей. Сообщалось, что Фонд развития промышленности РФ намерен выделить льготный заём под проект в размере 38,5 млн рублей, а ещё 16,5 млн рублей предоставит ФРП Липецкой области. ЗАО «Новый век агротехнологий» принадлежит Сунь Тяньшу (86% долей), гендиректору Ци Тао (10%), Владимиру Михайлову (2%) и Се Хайбо (2%). Занимается производством пластмассовых плит, полос, труб и профилей.
Здесь напрашивается интересная параллель. В своё время таким же образом китайцы заходили в Днепропетровскую и Херсонскую области Украины. Сначала поставляли и монтировали системы капельного полива, затем занимались «совместными проектами по выращиванию овощей», как говорили местные чиновники. А потом уже американская пресса обратила внимание, что китайцы контролируют 10% украинской пашни.
Однако в Липецке китайцы не зацикливаются на аграрно-пищевом направлении. В прошлом году появилась новость, что крупный китайский производитель огнеупорных материалов для металлургии Henan Xibao Meta*llurgy Materials Group намерен разместить своё первое предприятие в России в ОЭЗ «Липецк». Потребителем их продукции должен стать НЛМК. Запуск первой очереди запланирован на начало 2023 года. Российские эксперты в сфере металлургии оценивают возможный объём производства на липецкой площадке «Сибу индастриэл» в 50–100 тыс. тонн в год, в этом случае она сможет занять порядка 5% российского рынка металлургических огнеупоров.
Справка
В липецких особых экономических зонах китайцы уже сейчас получают значительные преференции: налог на прибыль в течение первых 5 лет составляет 2%, с 5 до 10 лет – 7%, а далее 15% вместо 20% по общим условиям вне ОЭЗ. Кроме того, они на 10 лет освобождаются от налога на имущество и транспорт и от земельного налога. Также резиденты ОЭЗ освобождаются от таможенных пошлин и уплаты НДС за ввоз и вывоз продукции.
Китайцы развоняются на всю Липецкую область
Зачем губернатор Игорь Артамонов приваживает проекты из Поднебесной.