В августе российские СМИ взорвались публикациями о том, что в колбасе одного из крупных производителей обнаружили ДНК человека. После этого авторы исходного текста были вынуждены его удалить и напечатать опровержение. Журналисты быстро обнаружили причину публикации: она, вероятно, вызвана конфликтом между колбасной компанией «Мортадель» и федеральной сетью супермаркетов «Дикси». При этом не все обратили внимание, что стороны просто обменялись абсолютно аналогичными «любезностями».
Чей ДНК? Мой ДНК!
Представьте, что вы кушаете бутерброд с колбасой. С каким-нибудь зернистым сервелатом высшего качества. А под сырокопченой колбаской маслице и свежайший черных хлебушек или батончик. А если еще и запотевшая рюмочка? Ну, или душистый чай! И тут вам заявляют: а вы знаете, в колбасе-то вашей человечина, вы, батенька, получается, людоед! Представляете себе ваши ощущения? Вот примерно такой эффект и произвела публикация «Известий» и материал на «РЕН ТВ» (оба СМИ входят в один медиахолдинг НМГ Юрия Ковальчука). Журналисты, ссылаясь на Институт питания РАН, сообщили, что ученые обнаружили в колбасе подмосковного производителя «Мортадель» ДНК человека.
Скандал получился на славу. Колбаса. ДНК человека. Причем сотрудник института сообщил, что он не припомнит подобных случаев за последнее время, и это «нечто из ряда вон выходящее». Реакция последовала незамедлительно. Разумеется, в СМИ выступила говорящее лицо компании «Мортадель» и ее вице-президент Эльвира Агурбаш. Она справедливо заметила, что такие сообщения в СМИ равнозначны тому, что написать: в колбасе обнаружили человеческое мясо. ДНК человека есть везде. Частицы кожи, волосы, все что угодно может попасть куда угодно. И, разумеется, Эльвира Агурбаш назвала тех, кто, по ее мнению, может быть причастен к скандалу. А именно сеть супермаркетов «Дикси», одну из самых крупных в стране. У «Мортаделя» и продуктового ритейлера продолжается конфликт, стороны выясняют отношения в суде, привлекается антимонопольная служба. «Дикси» тоже прокомментировала скандал, из чего понятно, что предыстория лежит на поверхности. Но вот ее важнейшие детали как-то остались в стороне.
Продавцы и колбасники
Коротко о главных героях. Сеть «Дикси» принадлежит российскому миллиардеру Игорю Кесаеву, по данным журнала «Форбс» он обладатель состояния почти в 2 с половиной миллиарда долларов. Известен тем, что занимался девелоперским бизнесом вместе с ныне покинувшим Россию Шалвой Чигиринским (о нем сейчас мало слышно, разве что в прошлом году были сообщения об интересе к нему американской полиции из-за незаконного контакта с несовершеннолетней). Кроме того, Кесаев еще и владеет крупнейшим торговцем табака в России, группой «Мегаполис».
Одной из крупнейших в России вертикально-интегрированных компаний по производству и переработке мяса (так указано у нее на сайте) «Мортадель» владеет бизнесмен Николай Агурбаш. «Колбасный король», умудренный опытом российский бизнесмен, основавший свое мясное детище еще в начале 1990-х. Самой широкой публике, конечно, известна его фамилия, потому что ее носит бывшая жена предпринимателя – поп-певица Анжелика Агурбаш. Нынешняя (четвертая по счету) супруга коммерсанта – вышеупомянутая вице-президент производителя колбасы Эльвира Агурбаш. Сведений о ней не так много. Разве что профильные СМИ писали, как она устроилась в «Мортадель» и быстро вошла в «первый круг доверия».
«У нее не только появилось право первой подписи, но и ключи от дома Николая Георгиевича», - цитировали журналисты анонимных сотрудников компании. Не будем судить о достоверности этой информации и перейдем к главным деталям истории.
От глютена до самой до человечинки
О ссоре производителя колбасы и торговой сети стало известно весной, когда «Дикси» расторг договор поставки с «Мортадель». Производитель тогда заявил, что этому предшествовал конфликт по поводу торговых наценок на мясную продукцию и некий «лжемаркетинг» со стороны ритейлера. Якобы это и была основная причина корпоративной войны. Хотя, почему якобы. Особых сомнений в этом и нет, из-за чего еще могут поссориться две бизнес-структуры, как не из-за денег? Но был и вполне конкретный повод для «развода» продавца и поставщика. «Дикси» провел исследование колбасы «Мортадель» и обнаружил в ней содержание соевого белка, гелеобразователя, глютена и других веществ, не указанных на упаковке. Об этом в марте писала газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо гендиректора «Дикси».
«Мортадель», конечно же, не остался в долгу. Эльвира Агурбаш заявила, что ее компания провела свое независимое исследование других колбас, представленных на полках торговой сети, и выявила у них точно такие же проблемы. А в колбасах собственной торговой марки «Дикси» нашлась кишечная палочка. Чувствуете, как повысились ставки?
Кишечная палочка - это вам не глютен или соевый белок, это уже серьезный удар. Проходит несколько месяцев и журналисты публикуют «шокирующее» сообщение о ДНК человека, найденной в колбасе «Мортадель». Мы не знаем, кто в действительности может стоять за этой публикацией. Но ясно одно: корпоративная война достигла наивысшего накала. Что еще могут найти в каких-нибудь российских колбасах, даже страшно представить. И уж точно это будет не мясо. Приятного аппетита!
Колбасное послевкусие
Что же касается публикации о ДНК человека, то газета «Известия» удалила ее со своего сайта. Разумеется, любой желающий может ее прочитать в кэше, ибо опубликованное слово, в отличие от колбасы, сохраняется в первозданном виде. После в «Известиях» вышла небольшая заметка. Издание со ссылкой на Институт питания сообщило, что исследователи опровергли информацию о том, что НИИ нашел человеческую ДНК в продукции «Мортадель». Примечательно, газета, которая была первоисточником, написала, что документ о человеческих следах в колбасе появился «ранее в сети». Кроме того, «Новые Известия» опубликовали сканы исследования: слова «ДНК человека» и «обнаружено» там есть. Насколько достоверны эти документы - неизвестно. Основные стороны конфликта после этого временно затихли.
А знаете, кто выиграл от корпоративного скандала? Обычные потребители. В независимости от правдивости лабораторных исследований, у них есть теперь повод подумать, нужно ли есть колбасы определенных производителей и ходить в определенные магазины. Правда, заодно придется учесть устоявшееся мнение о том, что все игроки рынка работают примерно по одинаковым правилам. Тут поможет только универсальный совет Иосифа Бродского: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку».
Колбаса с человечинкой
Как Эльвира Агурбаш и Игорь Кесаев отучают россиян есть колбасу «Мортадель» и ходить за покупками в «Дикси».