Сотрудники прокуратуры, которые проводят проверку обстоятельств нападения на конвойных в Мособлсуде, совершенного в минувший вторник, изъяли у полицейских документацию, связанную с организацией конвоирования в день ЧП. По предварительным данным, конвойная служба подмосковной полиции грубо нарушила несколько пунктов внутриведомственных документов, что может дать основания для возбуждения уголовного дела о халатности. Тем временем выяснилось, что действия злоумышленников были пресечены омоновцами, охранявшими обвиняемых по другому громкому делу — банды киллеров, совершивших около двух десятков убийств. Силовики тоже поджидали лифт, чтобы после заседания отконвоировать последнего из подсудимых.
О том, что в рамках проводимого СКР расследования уголовного дела о нападении на конвой, совершенном в Мособлсуде пятью подсудимыми по делу банды GTA, будет дана правовая оценка организации конвоирования, источники в следственном ведомстве говорили “Ъ” еще вчера. Тем временем подмосковная прокуратура начала проверку обстоятельств ЧП, и, видимо, ее выводами и воспользуется следствие, когда будет решать вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 293 УК РФ (халатность). На данный момент надзорщиками изъята необходимая документация, в том числе так называемый «журнал конвоирования».
О том, что организаторы конвоирования нарушили целый ряд должностных инструкций — «от А до Я» — вчера сказал директор Росгвардии генерал армии Виктор Золотов. Отметим, что конвоирование подсудимых регламентируется несколькими документами, в частности приказом МВД РФ №140 от 7 марта 2006 года и совместным приказом Минюста и МВД от 24 мая 2006 года №199/369 (оба имеют гриф «для служебного пользования»). Последний документ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 17 июля 2006 года под №8094. Им, в частности, оговаривается, что при организации усиленного конвоя, который назначается при охране подследственных или подсудимых, склонных в побегу и обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях, на девять заключенных (столько предполагаемых членов банды GTA предстали перед судом) должно приходиться 12 конвоиров, а на пятерых (именно столько оказалось в лифте) — 8 силовиков. Между тем в лифте с подсудимыми, как известно, оказались лишь сотрудники отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых ГУ МВД России по Московской области — 38-летняя Елизавета Лукьянова и 47-летний Михаил Фартушьян.
Кроме того, у обвиняемых в особо тяжких преступлениях наручники должны быть надеты за спиной, а не спереди — это сделало бы нападение практически невозможным. По предварительным данным, прокуроры уже установили и некоторые другие нарушения. Отметим, что конвоирование с помощью лифта в данном случае к ним не относится. Дело в том, что в Мособлсуде изначально были спроектированы и эксплуатируются чисто конвойные лифты, к которым не имеют доступа ни судьи, ни судебные приставы. Их двери, которые конвоиры могут открыть только с помощью специальных электронных пропусков, выводят на каждом этаже в изолированные коридоры с выходами в залы заседаний.
Между тем по ходу разбирательства с обстоятельствами ЧП выясняются новые подробности нападения на конвой и перестрелки преступников с силовиками. Как сообщила пресс-служба Мособлсуда, побег был пресечен сотрудниками Росгвардии, обеспечивавшими этажом ниже охрану на другом громком процессе — по делу предполагаемых участников одного из самых кровавых преступных сообществ (ОПС) России во главе с Дмитрием Лесняковым (Лес), на счету которого не менее двух десятков убийств. Как рассказывал ранее “Ъ”, жертвами ОПС были как предприниматели, так и криминальные авторитеты (два убийства, по версии следствия, заказал бывший глава Миасса Виктор Ардабьевский, который находится среди подсудимых). Один из участвующих в этом деле адвокатов рассказал вчера “Ъ”, что здесь каждого из девяти подсудимых конвоировали по два омоновца с автоматами. Когда произошел захват конвоиров в лифте, в клетке 312-го зала, где рассматривается дело ОПС, оставался лишь один подсудимый. Силовики поджидали лифт, чтобы конвоировать его вниз. Когда один из гвардейцев открыл дверь в узкий коридор, ведущий к конвойному лифту, из него неожиданно выскочили пятеро преступников. После секундной паузы первым выстрел из отобранного у конвоиров ПМ (злоумышленники отобрали у конвоиров два пистолета и 32 патрона) успел сделать один из бандитов, ранив прапорщика Михаила Ананичева в плечо. Коллега последнего Максим Лукашенко сориентировался мгновенно и открыл огонь из автомата. По данным пресс-секретаря подмосковного полицейского главка Татьяны Петровой, на помощь ему подоспели конвоиры Николай Макаренко и Денис Коропчан. В итоге трое нападавших — Абдумуким Мамадчонов, Мирзомавлон Мирзошарипов и Холик Субханов — были убиты на месте, Фазлитдин Хасанов и Зафарджон Гулямов получили тяжелые ранения.
Конвой проверят на исполнение приказа
Обстоятельства ЧП в Мособлсуде изучают СКР и прокуратура.