Адвокаты высокопоставленных сотрудников управления МВД по Курганской области Андрея Алешкина и Максима Шевелева, обвиняемых в получении более 8 млн рублей взяток, подали жалобы на их арест. Но для наблюдателей их заключение под стражу – по-прежнему большая загадка, так как список фигурантов уголовных дел, которые уже арестованы, слабо коррелируется с сутью обвинений. Непонятно, какое отношение Алешкин и Шевелев имели к реконструкции госпиталя МВД (а, по данным следствия, взятки полицейские получали от подрядчика). В среде правоохранителей есть версия, что именно арестованные сотрудники МВД выявили мошенничество при реализации госконтракта на эту стройку, и подрядчик решил им отомстить. Подробности – в материале Znak.com.
Адвокаты заместителя начальника управления МВД России по Курганской области Андрея Алешкина и начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции Максима Шевелева подали жалобы на арест полицейских, сообщила Znak.com защитник Алешкина Марина Толстикова. В Курганском городском суде уточнили, что жалоба на арест Алешкина уже поступила.
Алешкина и Шевелева взяли под стражу в минувшую пятницу, 22 мая. Обоих правоохранителей обвиняют в получении взяток на общую сумму более 8 млн рублей (часть 6 статьи 290, пункты «а», «в» части 5 статьи 290 УК РФ).
Всего, по данным следствия, возбуждено 6 уголовных дел в отношении троих полицейских: помимо Алешкина и Шевелева, речь идет о начальнике тыла УМВД Сергее Мазко. Официально тот находится в отпуске, однако в приемной УМВД Znak.com не смогли уточнить, до какого числа. При этом на суде по вынесению меры пресечения для полицейских следователь Евгений Панкратьев отметил, что Мазко «спешно покинул пределы Кургана». Однако в розыск он пока не объявлен. В пресс-службе следственного управления СК РФ по региону уточнили: «Вопрос о мере пресечения будет решен в ходе проведения дальнейших следственных действий».
По информации следствия, деньги полицейские получали за оказание покровительства подрядчику, который вел работы по реконструкции здания госпиталя по улице Урицкого, 1, – руководителю фирмы ООО «Курганская строительная компания» (КСК) Сергею Обласову. Сам Обласов является фигурантом дела о хищениях бюджетных средств (часть 4 статьи 159 УК РФ), выделенных медико-санитарной части УМВД по региону, и именно его заявление, судя по всему, стало основой для проведения расследования в отношении «верхушки» курганской полиции. В СУ СК официально говорят, что уголовные дела в отношении полицейских возбуждены на основании данных, полученных в рамках расследования уголовного дела о хищениях: «При расследовании данного уголовного дела следствием были получены сведения о том, что высокопоставленные должностные лица УМВД России по Курганской области получали от подрядчика взятки в процентном соотношении от общей суммы заключенного на проведение ремонтных работ контракта за оказание коммерсанту их общего покровительства».
При этом ООО «Курганская строительная компания», судя по данным базы СПАРК, является подрядчиком УМВД уже много лет. Фирма строила и ремонтировала разные объекты – в том числе изоляторы в Кургане и Шумихе, а также выполняла крупные контракты других силовых и госструктур.
Активно получать контракты полиции КСК начала в 2011 году, но еще до того, как в курганское УМВД был назначен руководителем Игорь Решетников (указ президента о назначении издан 14 апреля 2011 года; до этого три года Решетников был начальником СКМ УМВД по Хабаровскому краю), который и пригласил на работу Андрея Алешкина, Максима Шевелева и Сергея Мазко.
Получается, что КСК «досталась» новому руководству курганского УМВД «по наследству». И претензий к работе компании, судя по количеству заключенных с ней контрактов, не было. Суммарные объемы по госконтрактам у КСК серьезные, самые большие в 2012 году, когда был получен контракт на реконструкцию госпиталя МВД.
ООО «Курганская строительная компания» ликвидирована в 2014 году. Видимо, Сергей Обласов пришел к этому решению после того, как выявились нарушения, ставшие основной для его уголовного дела. Сначала КСК была перерегистрирована в Иваново, а затем Обласов ее реорганизовал, присоединив к фирме «Деуда». Последняя сейчас находится в банкротстве и скоро будет ликвидирована.
Контракт, который породил цепь уголовных дел, был заключен в 2012 году. Тогда ООО «Курганская строительная компания» было выбрано генподрядчиком для организации работ по реконструкции здания госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Курганской области» по улице Урицкого, 1 в Кургане с расширением. Цена контракта превысила 155,2 млн рублей.
Реконструкция, по данным областного департамента строительства, была завершена в декабре 2013 года. В здании разместились административные помещения, а также поликлиника на 250 помещений в смену, мощная диагностическая база и база для восстановительного решения. «После проведения итоговой проверки специалистами управления государственного строительного надзора застройщику выдано заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации», – сообщалось на сайте департамента.
Но уже в марте 2014 года прозвучал первый тревожный звонок. Как писал Znak.com, тогда старший ревизор контрольно-ревизионный отдел УМВД России по Курганской области провел проверку расходования денежных средств по госконтракту и выявил несоответствие примененных расценок на монтаж медоборудование – завышение на более чем 1,2 млн рублей. Управление МВД решило, что компания, которая проводила работы по корректировке сметного расчета на реконструкцию здания госпиталя с расширением, ООО «Архитектор» (аффилировано с КСК Обласова), исполнило госконтракт ненадлежащим образом, что причинило полиции убытки.
УМВД обратилось в Арбитражный суд Курганской области, требуя взыскать с ООО «Архитектор» более 1,4 млн рублей (КСК проходила в этом процессе в качестве третьего лица). Однако сделать этого управлению не удалось: суд посчитал требования необоснованными, а исполнение контракта – надлежащим. Односторонний акт проверки, установивший завышение сметной стоимости, при наличии положительного заключения госэкспертизы суд посчитал недостаточным доказательством.
А уже в декабре 2014 года следственными органами было возбуждено уголовное дело по факту хищения средств при реконструкции госпиталя. Теперь стало известно о расследовании уголовных дел и в отношении руководства УМВД. При этом сам начальник УМВД России по Курганской области Игорь Решетников в связи с возбуждением уголовных дел в отношении его подчиненных 22 мая 2015 года подал рапорт об отставке. Известно, что он допрашивался по этому делу 5 мая в качестве свидетеля.
Сегодня в разговоре с Znak.com Игорь Решетников отказался давать комментарии по ситуации с уголовным преследованием подчиненных. «Говорить об этом не имею права. Для этого есть адвокаты. Я еще должностное лицо, поэтому не уполномочен свое мнение высказывать. Если будет такая возможность на допросе у следователя или в суде, там я выскажу свое мнение», – заявил он.
Между тем в разговорах с Znak.com некоторые сотрудники правоохранительных органов признали, что их удивил выбор силовиков, которые стали фигурантами уголовных дел и сейчас арестованы. По всем контрактам, которые касаются госпиталя УМВД, заказчиком проходит медсанчасть. Помимо контракта, о котором уже шла речь, между медсанчастью и «Курганской строительной компанией» были заключены контракты на выполнение работ по капремонту фасада в здании госпиталя в сентябре 2013-го и феврале 2014 года – на 5 млн и 299,5 тыс. рублей соответственно.
Именно начальник медсанчасти, которым является Александр Мишнёв, по логике вещей, ответственен за федеральные деньги, которые выделялись на строительство, отмечают наши собеседники. Но Мишнёв не входит в число подозреваемых или обвиняемых (согласно версиям, озвученным СУ СК РФ на данный момент). По данным «Коммерсанта», Мишнёв вместе с Решетниковым выступает свидетелем по делу. При этом в приемной медсанчасти УМВД сегодня сообщили, что сейчас Мишнёв находится в длительном отпуске, из которого вернется только после 14 июля.
Каким образом в историю оказались втянуты Андрей Алешкин, Максим Шевелев (работа которого вообще сводилась к противодействию коррупции) и Сергей Мазко, пока неизвестно. Некоторые силовики считают, что Сергей Обласов мог назвать их из-за того, что именно они выявили факт хищения средств при реконструкции госпиталя.
Официальные позиции обвиняемых полицейских на сегодняшний день почти не представлены. Андрей Алешкин на заседании по вынесении меры пресечения только заявил: «В целом считаю, что мое дело не имеет никакой связи с реальностью».
Адвокат Андрея Алешкина Марина Толстикова сегодня отказалась давать комментарии, заметив, что «дело еще в начальной стадии, рано еще о чем-то говорить». Переговорить с другим защитником Алешкина Еленой Киселевой и адвокатом Максима Шевелева Андреем Станкевичем сегодня, к сожалению, не удалось.
Коррупция или месть?
В уголовном деле высокопоставленных полицейских Зауралья стали видны серьезные пробелы.