Владелец холдинга "Новапорт" Романа Троценко приобрел сразу два аэропорта: калининградский, принадлежавший сенатору Арсену Канокову, и аэропорт Минеральных Вод, право собственности на который уже третий год оспаривается ставропольскими властями. Характерно, что советника президента компании "Роснефть" Романа Троценко принято считать правой рукой Игоря Сечина, выполняющие деликатные поручения своего босса, в частности связанные с "отжимом" перспективных активов. Таким образом, как предполагалось, Троценко сообщал о своей готовности выкупить у оказавшегося под следствием Дмитрия Каменщика аэропорт Домодедово именно в интересах Сечина. Точно таким же образом в свое время хозяин "Новапорта" пытался "отжать" и аэропорт Ростова у его хозяина Ивана Саввиди. Однако реально ему повезло с другими аэропортами. Сечинский "кошелек" умело разыграл модную ныне "футбольную карту".
Как сообщают "Ведомости", в среду согласованы предварительные условия вхождения холдинга «Новапорт» в акционерный капитал аэропортов Минеральных Вод и Калининграда («Храброво»), объявила AEON (владеет 50% «Новапорта», принадлежит Роману Троценко). Информацию подтвердил гендиректор «Аэроинвеста» (нынешний владелец аэропортов) Егор Соломатин. Сейчас идет закрытие сделки, сообщают обе стороны, во что обошлась покупка, они не говорят.
Других аэропортов у «Аэроинвеста», который входит в группу «Синдика» сенатора от Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, нет. «Храброво» в прошлом году приняло 1,5 млн пассажиров (19-й показатель в России), «Минводы» – 1,98 млн (13-й). «Аэроинвест» в 2010 г. получил в управление «Минводы», а в 2012 г. стал совладельцем и этого аэропорта, и «Храброво» (калининградский аэропорт куплен у банка «Санкт-Петербург»). По общему пассажиропотоку это крупнейшая в России покупка региональных аэропортов. «Мы решили выйти из этого непрофильного бизнеса, акцент «Синдика» всегда делала на торговые центры и гостиницы, развивается сельскохозяйственный проект. Было выгодное предложение, и есть куда инвестировать – предложение заинтересовало», – объяснил Соломатин.
Сотрудник «Новапорта» говорит, что покупаются все доли «Аэроинвеста»: 100% в «Храброво» и 60% в СП с правительством Ставропольского края (у края 40%), владеющем 100% акций аэропорта «Минводы».
При этом Правительство нового губернатора Ставрополья Владимира Владимирова с 2013 г. пытается через суд вернуть аэропорт «Минводы» в краевую собственность. Две первые инстанции в иске отказали, в декабре кассация отменила их решения и направила дело на новое рассмотрение. 5 июля Верховный суд оставил в силе первое решение.
Российские аэропорты в последних сделках оцениваются примерно в 2800 руб. за пассажира, при большой долговой нагрузке идет дисконт, рассказывал топ-менеджер аэропортового холдинга. Исходя из такой оценки холдинг Троценко может заплатить за два аэропорта 7,6 млрд руб.
В России четыре аэропортовых холдинга, которые в острой конкурентной борьбе консолидируют крупные региональные аэропорты. На «Храброво» в 2012 г. претендовали и «Новапорт», и «Базэл аэро» (принадлежит «Базовому элементу» Олега Дерипаски и сингапурской Changi), и «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. По завершении сделки у «Новапорта» будет 13 аэропортов, эта сделка первая между конкурирующими холдингами. Были и другие предложения, у «Новапорта» было выгоднее, говорит собеседник в «Аэроинвесте». Представители «Аэропортов регионов» и «Базэл аэро» тему не комментируют.
«Аэроинвест» не справлялся с реконструкцией «Храброво», отставал от графиков, а объект входит в программу подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г., рассказывал топ-менеджер одного из холдингов. «Возможно, отставание в реконструкции было одним из мотивов продажи», – говорит менеджер «Новапорта».
Дело не в этом, возражает Соломатин: отставание всего 1–2 месяца от установленных самой компанией графиков – завершили бы реконструкцию в IV квартале 2017 г. Так планирует и «Новапорт»: в среду Троценко обещал уложиться в такие же сроки первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
«Пассажирские перевозки и маршрутные сети из регионов сокращаются. Региональные аэропорты страдают от кризиса в отрасли сильнее, чем московские, и это создает условия для консолидации рынка в сегменте аэропортов-миллионников», – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.
Ранее «Новапорт» в партнерстве с «Роснефтью» вел переговоры о покупке московского аэропорта Домодедово. Холдингу был нужен аэропортовый комплекс, а нефтяной компании — топливо-заправочная инфраструктура. Сделка намечалась в 2013 году (тогда терминал являлся крупнейшим в России), актив оценивался в $4,8 млрд. Как рассказывал РБК источник, знакомый с ходом переговоров, до $3,315 млрд готов был предоставить Сбербанк. Покупка сорвалась, когда представителям Троценко предложили перечислить залог в размере $100 млн, но этого сделано не было, добавляет источник.
В ходе Петербургского международного экономического форума в июне 2016 года Троценко заявил агентству RNS, что сохраняет интерес к Домодедово, но инициирует переговоры не раньше, чем владелец Дмитрий Каменщик будет освобожден из-под домашнего ареста. Последнего отпустили на свободу в прошлую пятницу, 1 июля, но, как говорят в пресс-службе Домодедово, никаких переговоров Троценко пока не вел.
‟Кошелек‟ Сечина и король аэрпортов
Вместо чиновника Канокова собственником воздушных ворот Калининграда стал госменеджер Троценко.