Полковник Александр Буряков, замдиректора Федерального агентства специального строительства, был задержан в понедельник, 4 июля, в Москве по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Через полтора дня последовало решение Тверского суда: топ-менеджер Спецстроя будет находиться под арестом до 30 августа.
День в день
В должности замдиректора Федерального агентства специального строительства полковник пробыл ровно год – с 6 июля 2015-го. До этого в том же Спецстрое был заместителем начальника центрального производственно-распорядительного управления. Как показывает житейский опыт, оперативный простор у «правой руки» часто бывает шире, чем у самого руководителя. Так, Александр Буряков обладал правом подписи распорядительных актов, нередко замещал директора агентства Александра Волосова в момент отсутствия, инспектировал строящиеся объекты, принимал участие в совещаниях в Минобороны, представляя Спецстрой.
Адвокат Александра Бурякова, Константин Подгурский, уже заявил, что будет добиваться для своего подзащитного иной меры пресечения, не связанной с пребыванием в СИЗО – у 46-летнего замдиректора Спецстроя есть проблемы с сердечнососудистой системой, под стражей он нуждается в лечении и не может находиться по состоянию здоровья. Как вариант адвокат предлагает помещение Бурякова под домашний арест или выпуск под залог: его клиент отрицает свою вину, но не намерен скрываться и готов давать показания и сотрудничать со следствием, подчеркнул Подгурский.
«Он дает объективные показания… Следствие не предъявило ничего такого, что безоговорочно свидетельствовало бы о его вине», – отметил адвокат. Максимально возможное наказание, которое грозит Бурякову в случае, если его вина будет доказана, – 10 лет лишения свободы.
Обыски без подробностей
Пока задержанного Бурякова оформляли в ИВС на Петровке, 38, в его доме и на работе прошли обыски: оперативники изымали документы в кабинете замдиректора и в других помещениях главного управления Спецстроя на Болотниковской улице в Москве. Пресс-служба компании подтверждает: возбуждено несколько уголовных дел «по фактам ненадлежащего исполнения отдельными подрядными организациями обязательств по госконтрактам», в связи с чем Федеральное агентство обещает оказывать следственным органам максимальное содействие. При этом официальное обвинение Бурякову пока не предъявлено.
Кроме того, по данным правоохранителей, в схеме были задействованы еще несколько участников, в том числе работающие со Спецстроем по контракту предприниматели. Но об их аресте пока что речь не идет, а МВД ситуацию не комментирует.
По информации СМИ, дело касается хищений, которые имели место в 2013-2014 годах при реализации заключенных со Спецстроем контрактов; конкретные суммы пока не называются.
На заседании коллегии Федерального агентства, подводя итоги деятельности за 2014 год, директор Спецстроя Александр Волосов сообщал: «Всего в 2014 году были завершены работы на 737 объектах, что в 4 раза больше по сравнению с итогами 2013 года». Присутствовавший на коллегии замминистра обороны Руслан Цаликов похвалил: «Мы с вами имеем совершенно уникальный, замкнутый строительный цикл. У нас своя проектная база, архитектурный и строительный надзор, своя экспертиза, средства в бюджете и строительные организации. Все для того, чтобы быстро, хорошо и качественно строить».
«В интересах обороны и безопасности»
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) подведомственно Министерству обороны, круг его задач – строительство военных объектов (от космодромов до военных городков), дорожное строительство, работы в области связи и т.д. Как отмечается на сайте агентства, работы эти проводятся «в интересах обороны и безопасности государства».
На подразделения Спецстроя возложено, в частности, выполнение 17 Федеральных целевых программ. В их числе – «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», «Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», «Программа газификации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев» (составная часть ФЦП «Газификация России»), «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы», «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», «Юг России (2008-2013 годы)», «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах» и др.
В марте 2016 года стало известно, что Спецстрой России лишился статуса единственного исполнителя работ на космодроме Восточный. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что генеральный подрядчик для второго этапа строительства (создание стартового комплекса «Ангара» для обеспечения пилотируемых программ) будет определен на конкурсе. Причиной опалы стали неоднократные проблемы при строительство космодрома: по данным Следственного комитета РФ, действующий при Спецстрое России Дальспецстрой не обеспечивал нужные темпы работ и не отчитывался своевременно о результатах своей деятельности, а финансирование строительства велось крайне неэффективно. В итоге Дальспецстрой «по состоянию на март 2015 года исполнил менее 1% от всего объема работ на сумму не более 30 млн рублей». По фактам хищений при строительстве космодрома расследуются 20 уголовных дел – все они связаны с растратами и мошенничеством.
Две руки, и обе правые
Проблемы у Спецстроя не только с Восточным. Свежий пример: в марте в Санкт-Петербурге были задержаны ведущие сотрудники ГУ специального строительства по Северо-Западному федеральному округу при Спецстрое России, их обвинили в коммерческом подкупе. «Откаты», по данным следствия, составляли от 1 до 5 миллионов рублей.
Есть и некоторая кадровая напряженность. Еще один высокопоставленный сотрудник Спецстроя, первый заместитель генерал-майора Александра Волосова – Александр Загорулько ушел в отставку в конце февраля, тогда же появились слухи и о том, что рапорт готовится подать и Александр Буряков. Но… Либо они не имели под собой основания, либо, по какой-то причине, полковник решил задержаться на рабочем месте. Теперь его из кресла вынули уже насильно.
Так или иначе, спешное увольнение одного заместителя и задержание второго позволяют осторожно предположить: а не шатается ли кресло и под самим директором Спецстроя? Возможно, пора пришла проверить не отдельные недостатки, а не шатается ли кресло и под самим директором Спецстроя? Возможно, пора пришла проверить не отдельные недостатки, а весь «уникальный замкнутый цикл»?
Спецрастраты Спецстроя
Замдиректора Спецстроя Александр Буряков арестован по подозрению в крупных хищениях при строительстве военных объектов.