После скандала с «панамским досье» и ссор с региональными элитами четыре депутата-миллионера — Михаил Слипенчук, Виктор Звагельский, Михаил Юревич и Олег Савченко — ушли из «Единой России». Двое оказались в списках «Партии Роста», еще двое — в Партии пенсионеров за справедливость. «Новая» поговорила с миллионерами-перебежчиками о том, почему они не смогли найти общего языка с партией власти.
В рамках российской политической системы большая часть партий потеряла идеологические различия, превратившись в банальный тактический инструмент для вхождения во власть. Быть самовыдвиженцем рискованно: собирать 15—20 тысяч подписей избирателей трудно и затратно, а вот забраковать их, как не раз показывали региональные выборы, легко. Это делает путь самовыдвиженца тернистым, а союз с любой зарегистрированной партией — фактически единственным путем в Госдуму.
От какой партии идти, становится безразлично: большинство политических сил, имеющих право выдвигать кандидатов без сбора подписей, входят в «путинский консенсус» и идут в ногу с властью по всем основным вопросам. «В России вообще очень мало идеологических конфликтов», — говорит президент Центра политических технологий Игорь Бунин.
Однако если раньше бизнесмены и лидеры мнений стремились под крыло «Единой России», то перед новыми выборами ее покидают четыре заметных политика и богатых человека: миллионер Михаил Слипенчук, алкогольный лоббист Виктор Звагельский, экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич и волгоградский депутат Олег Савченко.
«Это особый вид хомо политикус с деньгами, — комментирует Игорь Бунин. — Они достаточно гибки и, поскольку хотели остаться в политике, искали другие варианты и быстренько нашли. «Партия Роста» всегда ищет людей, которые могли бы и профинансировать кампанию, и при этом являться политиками».
Все перебежчики заверяют о своей лояльности и к «Единой России», и к президенту: политические силы, приютившие их, оппозиционными не назовешь. В результате «ЕР» много не потеряет, уверены политологи, а квазиоппозиционные внепарламентские партии получат хотя бы несколько узнаваемых политиков, способных финансировать кампанию.
«Некоторые из этих людей популярны в своих регионах, например, Юревич. Некоторые представляют собой заменяемый финансовый ресурс, например, Звагельский. Не думаю, что для «ЕР» будет значимой потеря материального ресурса, — считает политолог Евгений Минченко, глава «Минченко консалтинг». — Некоторые политики из этого списка рассматривали четыре-пять вариантов партий».
«Двери «Партии Роста» изначально были открыты для сильных и имеющих шансы побороться кандидатов практически любой ориентации: идеология там играла зачастую далеко не главную роль, — замечает Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии. — Минимальная совместимость была нужна: такие люди были не готовы идти в отчетливо оппозиционные партии и выбрали партии с неоднозначным, вернее, лояльным позиционированием по отношению к власти».
Панамский след
Михаил Слипенчук меняет партию после скандала: депутат-миллионер фигурировал в бумагах панамской компании Mossack Fonseca как владелец офшора Euroimpex Group Corp на Британских Виргинских островах. Сам Слипенчук утверждает, что не имеет отношения к фирме с 2015 года.
В мае политик сам снялся с праймериз «Единой России».
Вероятно, о выходе из гонки Слипенчуку намекнули в руководстве партии — сам он в разговоре с «Новой» отказался подтвердить или опровергнуть это, однако ранее секретарь генсовета «ЕР» Сергей Неверов не отрицал, что к депутату есть репутационные претензии: «Да, сейчас юридически он к ним [офшорам] отношения не имеет, но он два года владел ими, хотя уже начало действовать антикоррупционное законодательство».
«Полагаю, это могло нанести имиджевый вред партии, хотя у меня все документы есть, которые подтверждают, что такого нарушения нет, я абсолютно чист перед законом, и совесть моя чиста», — сказал депутат «Новой» на вопрос о роли офшорного скандала.
Слипенчук не считает себя перебежчиком, поскольку в «Единой России» не состоял, однако в «Партию Роста» он уже вошел: «Я считаю, что эта партия наиболее перспективна, она предлагает пути экономического развития и выхода из кризиса, защищает интересы среднего класса, малого и среднего бизнеса. К сожалению, после кризиса 2008 года идет активное строительство государственного капитализма, что верно с точки зрения глобальной экономики, но не соответствует дальней стратегии, когда надо опираться на богатых свободных людей своей страны».
Михаила Слипенчука не взяли в списки «Единой России», потому что партия «не захотела тянуть за собой панамский след», считает Игорь Бунин. Сыграл роль и конфликт с губернатором Бурятии (от этого региона баллотировался депутат), замечает Евгений Минченко: напряжение между политиками появилось, когда выяснилось, что Михаил Слипенук претендует на пост главы региона, а Вячеслав Наговицын планирует остаться на третий срок после выборов 2017 года.
Слипенчук — один из самых богатых депутатов, его доход за 2015 год превышает 294 миллиона рублей, ему принадлежит инвестиционная группа «Метрополь», которая занимается строительством, а также разработкой месторождений полиметаллов.
Лоббист для Титова
Виктор Звагельский — учредитель водочного производителя «Артель «Ять», он считается крупнейшим лоббистом алкогольной отрасли в Думе. Сам политик этого не отрицает и не считает, что лоббистская деятельность бросает на него тень, но отношения с бизнесом отрицает. Звагельский тоже фигурировал в «панамском досье»: согласно бумагам Mossack Fonseca, уже будучи депутатом, он оставался бенефициаром офшорных компаний Bariton Consultants LTD (Британские Виргинские острова) и Delcroft Real Estates Inc. (Панама). Сам Звагельский отрицает и это.
Депутат сменил партию стремительно: в апреле он зарегистрировался на праймериз «ЕР» в списке по Тверской области, хотя уже был замечен на мартовском съезде «Партии Роста». Незадолго до праймериз политик снял свою кандидатуру. Глава фракции «ЕР» Владимир Васильев объяснил это неуверенностью в победе: «Оценил реально свои возможности, отношение тверичей к его кандидатуре и снялся».
Звагельский, как и Слипенчук, богат: в 2011 году его официально задекларированный доход составлял около 16,6 миллиона рублей, и, по данным РБК, он был одним из основных спонсоров предвыборной кампании «Единой России». В 2015 году депутат указал гораздо более скромный доход — 5,9 миллиона, но по-прежнему владеет немалым количеством недвижимости: 5 земельных участков общей площадью 6600 квадратных метров.
Комментируя переход из «ЕР» в «Партию Роста», Звагельский сказал «Новой», что с Титовым он как член «Деловой России» сотрудничает давно, а вот среди однопартийцев его инициативы не всегда воспринимались на ура: «По ряду экономических законопроектов я не нашел взаимопонимания, и они так и остались на бумаге. Это естественно, потому что мои идеи по экономике роста, наверное, более радикальные, чем те, которые превалируют в повестке. Никаких у меня противопоставлений «ЕР» нет, но я почувствовал, что за эти четыре года моя самореализация сильно упала, потому что часто я бился в закрытую дверь. Я уже достаточно поработал в «ЕР», два созыва, и, наверное, есть законопроекты, которыми я могу гордиться, — в какой-то мере я свое профессиональное эго в этом реализовал. Сейчас есть возможность попробовать что-то еще, возможно, с большими усилиями».
Парадокс Юревича
Михаил Юревич, бывший губернатор Челябинской области, влиятельный политик в регионе и довольно обеспеченный депутат: в 2015 году он задекларировал доход в более чем 15,7 миллиона рублей. Губернатор основал компанию «Макфа» (производит макароны и бакалею), а в 2013 году депутат Дмитрий Гудков опубликовал расследование о том, что компания принадлежит отцу Михаила Юревича Валерию, также как и магазины, кинотеатры и СМИ в Челябинске.
Проблемы с политическим руководством страны у Юревича начались давно. В 2012 году разразился скандал, когда в СМИ появилась информация, что губернатор приобрел за счет бюджета вертолет за 500 миллионов рублей. Замгубернатора Олег Грачев отчитался за босса, объяснив, что передвигаться по воздуху тому необходимо, чтобы успевать решать проблемы области.
В 2013 году у губернатора начался конфликт с крупнейшим бизнесменом региона Александром Аристовым, владельцем Челябинского электрометаллургического комбината: Юревич требовал вывести предприятие за пределы города как вредное для здоровья жителей, Аристов не соглашался и вывел спор на уровень федеральных СМИ. В город приехала комиссия из Москвы, а Владимир Путин на одном из совещаний посоветовал Юревичу оставить предприятие в покое: «Технадзор проводил, по-моему, там работу и пришел к выводу, что у них в норме все, в том числе и с выбросами. Считайте как угодно, но нужно руководствоваться соответствующими правилами и общепризнанными нормами».
Итогом конфликта стало то, что завод остался на месте, а вот Юревич ушел в отставку в январе 2014 года. Тем не менее из системы он не выпал: экс-губернатору достался думский мандат однопартийца Алексея Бобракова, который стал вице-губернатором Челябинской области. Но наладить отношения ни с партией, ни с руководством страны уже не удалось: 18 мая Юревич снялся с праймериз «Единой России», а 3 июня вышел из партии.
«Я встречался с губернатором 16 марта, мы обговорили, я зарегистрировался на праймериз, он был согласен. Потом они изменили свое мнение», — сказал Юревич «Новой». На вопрос, в чем причина конфликта, экс-губернатор сообщил, что знает, «кто за чем стоит и кто кукловодит», но делиться этой информацией не станет.
Сначала бывший губернатор собирался идти на выборы от «Справедливой России», но союз не сложился, и теперь Юревич баллотируется от Партии пенсионеров за справедливость. «Вы, наверное, понимаете, что в более крупную партию попасть не так легко, нужно пройти большое количество согласований, — сказал политик «Новой». — Если бы я пошел, например, от «Справедливой России», можно вообще всю политическую ситуацию перевернуть, довольно сильно проиграть от этого может «Единая Россия», мы наткнемся на большое сопротивление, в том числе со стороны губернатора, со стороны других партий. А Партия пенсионеров — это нейтральная партия. Каждый член Партии пенсионеров и сама партия поддерживает президента. Для меня это важно. Мне дали их телефон, я позвонил, мы встретились. Хотя я в глубине души, может, склонен к партии, которая поддерживает предпринимателей, но та ситуация, в которой находятся пожилые люди, гораздо важнее для страны, чем то, что творится в бизнесе».
Впрочем, и для Партии пенсионеров имя Юревича в списке может оказаться проблемой: по сведениям неназванного источника «Коммерсанта» в администрации президента, из-за него весь список партии могут снять с выборов.
Антарктический депутат
Волгоградский единоросс Олег Савченко, как и его коллеги, сменившие партию, пришел в политику из бизнеса: он с 90-х годов занимается производством подшипников, а в 2006 году его «Европейская подшипниковая корпорация» была лидером российского рынка подшипников для автомобилей. В 2015 году он задекларировал доход в 26,6 миллиона рублей.
О конфликтах Савченко с руководством Волгоградской области известно немного. В 2011 году автомобиль депутата, за рулем которого был его водитель, врезался в машину вице-губернатора области Александра Меркулова. Но сам Савченко не считает этот инцидент причиной разлада.
В январе 2015 года случился скандал с участием депутата, когда он вместе с Александром Сидякиным уехал в отпуск в Антарктиду в рабочее время, заплатив за поездку по 600 тысяч рублей.
Савченко считает, что конфликт с волгоградскими властями вызван его несогласием с социальной политикой в регионе. «У нас приняли новый социальный кодекс и очень сильно урезаются права социально незащищенных граждан, бюджетников, пенсионеров, инвалидов», — сказал депутат «Новой». Из-за этого ему не удалось победить на праймериз, уверен Савченко.
«Подтасовали итоги праймериз. Я не думаю, что руководство страны этим довольно, но вряд ли в выборный год будут принимать оргмеры. Я не осуждаю и не обсуждаю решения руководства партии и руководства государства. Ну что ж, выбирая между мнением отдельного депутата и мнением руководства области, наверное, приняли правильное решение и пошли на такую жертву», — говорит политик.
По словам Савченко, на него выходили многие партии, но он выбрал самую социально ориентированную и, что важно, лояльную Владимиру Путину: «Я пошел в Партию пенсионеров, потому что это пропрезидентская партия, без каких-то радикальных курсов, мировоззрений, и политической ориентации я не поменял».
«Кошельки» бегут из «Единой России»
Перед выборами партию власти покинули четыре богатейших депутата.