В декабре 2016 года президент России Владимир Путин и японский премьер Синдзо Абэ договорились об общей хозяйственной деятельности на Курильских островах, четыре из которых Япония считает своими и ставит их возврат обязательным условием для заключения мирного договора с Россией. 12 сентября 2018 года на Восточном экономическом форуме Путин предложил Абэ до конца года заключить мирный договор без каких-либо условий, а днем ранее они договорились об организации японской бизнес-миссии на Курилах, после которой будет проведен очередной раунд переговоров по совместной деятельности на островах.
По информации МИДа, пакет российских предложений по совместному развитию бизнеса с Японией включает рыболовную отрасль, медицину и туризм. Но в этом году вице-премьер Юрий Трутнев сетовал: деклараций много, а действий мало, японские инвесторы так и не появились, и придется, вероятно, прилагать усилия для привлечения инвесторов из других стран. Почему так происходит?
Мы открыты для любых типов сотрудничества, оговоренных соглашением о сотрудничестве по пяти направлениям — аквакультуре, сельскому хозяйству, туризму, энергетике и окружающей среде. Более того, мы создали условия, в которых иностранные инвесторы могут себя чувствовать столь же комфортно, как и в других международных инвестиционных зонах: создана территория опережающего развития «Курилы», в которой использованы лучшие мировые практики инвестиционного законодательства. Инвесторам предлагается большой пакет мер господдержки и льгот по налогам, в том числе на прибыль и землю, льготному таможенному оформлению и др. Сегодня мы ждем предложений от инвесторов.
Вы пока ждете их предложений?
Конечно. Традиционно инвесторам требуется время, чтобы внимательно проанализировать привлекательность проектов, все посчитать. Бизнес в целом осторожно относится к новым проектам: никто не хочет терять деньги. Сейчас Курилы динамично развиваются, но в основном силами российских инвесторов. На Шикотане строятся два мощных рыбоперерабатывающих завода. На Курилах идет активное развитие аквакультуры.
Есть статистика по компаниям, которые заинтересовались или готовы инвестировать?
Российские компании готовы работать и уже работают.
Иностранцы боятся инвестировать?
Дело не в боязни. Это всегда вопрос выбора для тех компаний, которым интересны Курилы. В первую очередь речь идет об отраслях рыбопереработки и энергетики. Сегодня на Курилы активно идет российский бизнес.
Кто из крупных компаний инвестирует?
Например, «Гидрострой», «Курильский рыбак», «Южно-Курильский рыбокомбинат» — все эти компании устойчиво работают, обладают инвестиционным потенциалом и активно развиваются. На Шикотане был проблемным рыбокомбинат «Островной», но сейчас производство проходит реорганизацию и планируется построить новый мощнейший завод.
Хотя вы, как говорите, рады иностранному бизнесу, он не торопится воспользоваться инвестиционными возможностями?
Но в проектах используется в том числе и иностранное оборудование. Если человек хочет прийти с инвестициями, пожалуйста, пусть приходит. Понятно, что решиться поехать на остров и начать новый бизнес непросто.
Но есть вопросы еще и политического характера, связанные с претензиями на острова.
Эти вопросы не относятся к моей компетенции. Мы создаем все условия, чтобы инвесторам было интересно работать на Курильских островах.
Хорошо. Вы видите целенаправленные действия Японии по стимулированию бизнеса на Курильских островах?
Я думаю, просто нужно время. Диалог идет. Ведь его не было 70 лет, а сейчас он пошел. А вы хотите, чтобы за два года были приняты все решения! Нужно больше времени, чтобы сделать оценку юридического характера и провести всю правовую экспертизу. Наши руководители работают по этим направлениям, а мы со своей стороны создали площадку, на которой было бы удобно всем инвесторам.
Вклад Курил в бюджет Сахалинской области невелик.
Смотря как оценивать вклад. Во-первых, Курилы — это биоресурсы страны, во-вторых, это наша территория, которая, безусловно, должна развиваться, и мы вкладываем средства в развитие. На Курилах сформирована система социальных гарантий и инфраструктурных проектов, обеспечивающих занятость населения. Сегодня это не территория, где мы вынуждены держать людей в силу каких-то обстоятельств. Там у них есть работа, и мы со стороны государства обеспечиваем их необходимой инфраструктурой, в том числе детскими садами, дорогами и пр. Житель Курил — это сформировавшийся человек с долгосрочным горизонтом планирования жизни, у которого есть понимание, что государство будет развивать социальную сферу. Ситуация там является устойчивой.
На развитие Курил планируется потратить около 70 млрд рублей. И это всего на 20 000 человек населения островов.
Это инвестиции в будущее Курильских островов, которые обладают большим потенциалом.
Миграционные проблемы стоят остро?
Они есть, но вместе с тем рождаемость на островах растет. Увеличивается количество многодетных семей. В том числе благодаря большому пакету мер социальной поддержки, решению их жилищных вопросов.
А почему тогда в Курилы, да и в Сахалин не вложился ни один российский миллиардер?
Миллиардеров вы как считаете, в долларах или рублях?
В долларах.
А вы посмотрите на балансы компаний, которые на Курилах работают. Капитал некоторых превышает миллиард. Считать их миллиардерами или нет? Это сильные бизнес-структуры, и люди там чувствуют себя хорошо не в плане личного богатства, а благодаря тому, что они трудятся в мощных компаниях.
Президент поручил правительству оценить возможность строительства моста на Сахалин. Проект обсуждался давно, называлась цена 600 млрд рублей. Вы предлагали направить на его финансирование часть средств от «Сахалина-2». Как вы оцениваете возможность реализации проекта, его целесообразность и отдачу?
У РЖД на сегодняшний день есть готовая схема проекта, предполагающая использование денег корпорации. Мы со своей стороны можем изыскать источники для финансирования.
Сколько будет стоить мост на Сахалин?
Около 580 млрд рублей. Но это не просто мост, речь идет о создании инфраструктуры развития региона: строительстве 140 км железных дорог по Сахалину и 500 км — по Хабаровскому краю. Мост — это прорыв на восток, он задает новое направление развития, как в свое время было, например, развитие Черноморского побережья и Крыма или выход на Владивосток.
Сколько может занять строительство моста?
Около пяти лет.
Кожемякино дело
Президент Владимир Путин назначил 26 сентября губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко врио главы Приморья. Незадолго до назначения Forbes поговорил с Кожемяко о строительстве моста на Сахалин и российском бизнесе на Курильских островах.