Останкинский суд заочно арестовал экс-замминистра сельского хозяйства и основателя холдинга «Нутритек» Георгия Сажинова. Потерпевший по этому делу – известный «православный олигарх» Константин Малофеев, для которого партнерство с Сажиновым когда-то стало путевкой в большой бизнес.
Ты помнишь, как все начиналось Георгия Сажинова теперь будет искать Интерпол. Следствие считает, что он совершил мошенничество, похитив у совладельца «Нутритека» Константина Малофеева 91 миллион рублей. Произошло это еще в докризисные времена, в 2007-2008 годах. Сажинов якобы организовал кредит для своей карманной компании. Деньги, естественно, возвращены не были. Самая обычная, классическая схема. Обвиняемый с прошлого года в бегах, где он находится, правоохранители не знают.
Забавно, что именно Георгий Сажинов, уйдя с должности замминистра сельского хозяйства, 12 лет назад обратился к Константину Малофееву с просьбой о помощи. Малофеев, тогда еще обычный инвестбанкир, трудился в МДМ-Банке. Если быть точным, то Сажинов попросил кредит в МДМ, но тот отказал. И тогда Малофеев лично занял деньги, получив за свои услуги долю в «Нутрикоме». Бизнес шел хорошо, компания стала одним из ведущих производителей молока и детского питания и даже провела IPO. Но, как часто это бывает, что-то пошло не так. Или кто-то пошел не так.
Вери гуд бизнес
В 2007 году «Нутритек» привлек на бирже 200 миллионов долларов. Кроме того, «Нутринвестхолдинг», головная компания группы «Нутритек», выпустила долговые бумаги на миллиард 200 миллионов рублей. Но счастье оказалось недолгим: уже через год стоимость компании на бирже рухнула в 15 раз. Холдинг, видимо, решил, что в кризис не время быть публичным, и провел делистинг, то есть снял свои акции с торгов. Затем компания объявила дефолты по своим обязательствам, в том числе и на миллиард с лишним рублей. А затем и вовсе обанкротилась.
Вообще-то, по здравой логике, такой крах должен был привлечь внимание компетентных органов. Более того, этим органам-то и делать ничего не надо было, ведь сам собой появился прекрасный повод для проверки. В 2011 году депутат Госдумы Нина Останина направила на тот момент главе МВД Рашиду Нургалиеву запрос. Парламентарий попросила разобраться, как так вышло, что один французский фонд вложил в «Нутритек» через компанию Малофеева «Маршалл Кэпитал» (она управляет активами бизнесмена) 260 миллионов долларов, а деньги потом, якобы, исчезли в неизвестном направлении. Судьба этого запроса покрыта мраком.
Русский связной
Вообще трудовой путь Константина Малофеева заслуживает отельной книги. Многие громкие скандалы в российском бизнесе не обошлись без упоминания его имени. Знаменитое объединение телекоммуникационных компаний на базе государственного «Ростелекома» и реорганизация «Связьинвеста» - Малофеев тут как тут. И не просто принял деятельное участие (настолько деятельное, что в этой истории публично звучали обвинения в рейдерстве), но и стал владельцем 7% «Ростелекома».
С этими акциями связана другая громкая история. Они полтора года находились под арестом по решению британского суда по иску ВТБ. Дело в том, что российский госбанк еще в 2007 году выдал кредит некой компании, которая, как выяснилась, была аффиллирована с «Нутритеком». Сумма немаленькая, 225 миллионов долларов. Что интересно, сразу за этим прошла еще одна сделка. Заемщик перечислил 3,5 миллиона долларов некой оффшорной компании, зарегистрированной в Белизе. А главное, принадлежала эта фирма ВТБ. С чего вдруг заемщик проявил такую щедрость к банку, выдавшему ему огромный кредит, можно только догадываться. Но и щедрость ВТБ дорого обошлась госбанку.
Вскоре стало понятно, что отдавать кредит никто не собирается, и ВТБ обратился в суд. Эта история могла тянуться долго, и вряд ли бы хорошо кончилась для Малофеева. Но тут на Украине произошел переворот, а затем началась война в Донбассе. Малофеев не раз публично поддерживал ДНР и даже отправлял туда гуманитарную помощь. А, кроме того, СМИ, по всей видимости, приписывали ему главную роль в появлении на Украине Игоря Стрелкова-Гиркина и спонсорство «русской весны». Впрочем, похоже, что сам Малофеев утверждал, что он с Гиркиным едва знаком. Тем не менее все это очень помогло бизнесмену в его, казалось, идущей на дно карьере.
Сжечь мосты
В прошлом году бизнесмен заключил с ВТБ мировое соглашение, госбанк простил Малофееву большую часть долга с набежавшими процентами. И как выяснили журналисты, доброта ВТБ напрямую связана с гражданской позицией предпринимателя. Ну а пакет в «Ростелекоме» к тому времени он уже продал. Итак, Константин Малофеев к нынешнему моменту успешно разобрался со своими проблемами. Он известный инвестор, много занимается благотворительностью, помогает Русской православной церкви, и вообще очень верующий человек, за что получил прозвище «православный олигарх».
С учетом всего этого даже несколько странным выглядит уголовное преследование бывшего партнера. Ведь сумма, которую тот ему должен, по меркам бизнесмена крошечная - по старому курсу 3 миллиона долларов. А по актуальному и полтора не наберется. Конечно, бизнесмен не обязан никому ничего прощать, даже незначительную сумму. Но, может быть, дело в другом. Ведь Георгий Сажинов – свидетель и участник первых славных дел Константина Малофеева, который мог бы много что рассказать автору пока еще не написанной книги о предпринимателе. А так очень удобно - уголовное дело вынудило его уехать из России. Был партнер, и нет партнера. Если дело в этом, то кому-то будет не слишком выгодно, чтобы Интерпол нашел бывшего замминистра сельского хозяйства Георгия Сажинова.
Кто-то пошел не так
Зачем «православный олигарх» Константин Малофеев преследует своего бывшего компаньона Георгия Сажинова