Наутро после появления на сайте «Новой» публикации «Итоги «бирюлевского погрома» в редакцию позвонили из ЗАО «Новые Черемушки» и пригласили посетить Покровскую плодоовощную базу, пообещав ответить на любые вопросы. Мы приняли приглашение и отправились в Западное Бирюлево.
Признаюсь, меня больше всего интересовали закулисные подробности, предшествовавшие убийству на юге столицы 25-летнего москвича Егора Щербакова. Это, по сути, бытовое преступление фактически и стало детонатором вроде бы стихийного бунта «местных жителей» против «распоясавшихся понаехавших», финалом которого стал разгром Покровской базы.
База управляется ЗАО «Новые Черемушки». Помимо Покровской базы в холдинг входят несколько агрофирм, владеющих 12 тыс. гектаров земли на юге Подмосковья (специализация – молочное животноводство, а также выращивание овощных и зерновых культур), Московский комбинат шампанских вин, оптовый плодоовощной комплекс «Зеленоградский». На доходы, полученные от этих предприятий, сегодня поддерживается в рабочем состоянии Покровская база, которая до закрытия одних налогов ежегодно выплачивала до полумиллиарда рублей в год.
Напомню, Покровская плодоовощная база — это фактически две территории. Непосредственно плодоовощная база, состоящая из нескольких складов, и огромная автостоянка, на которую ежедневно заезжали несколько сот фур. 13 октября прошлого года радикально настроенные крепко сбитые парни ворвались не на стоянку, что было бы куда более логично, потому что именно там круглосуточно шла бойкая самостийная мелкооптовая торговля прямо с фур. Погромщики сразу направились к комплексу овощехранилищ (см. «Новую газету», № 116 от 15 октября 2014 г.).
Так вот, сразу после погрома был закрыт только комплекс овощехранилищ. А около 800 фур, находившихся на автостоянке 13 октября прошлого года, переехали на другие площадки, где спокойно продолжили работать. Большая часть автомобилей, груженных овощами и фруктами, перебазировалась на стоянки рядом с рынками «Вегетта» и «Южные ворота» (местные жители утверждают, что рядом с этим рынком, видимо, совершенно случайно, еще в сентябре, за несколько недель до «бирюлевского погрома», существенно расширили автостоянку).
Мои надежды получить ответы на вопросы о возможных заказчиках «бирюлевского погрома», по всей видимости, использовавших убийство Егора Щербакова как повод для атаки на Покровскую базу, — не оправдались. Руководители ЗАО «Новые Черемушки» рассуждать об этом не захотели, предложив поговорить о сегодняшнем дне и перспективах обеспечения Москвы овощами и фруктами в ближайшие месяцы.
Прошлой зимой закрытие Покровской базы не сильно сказалось на снабжении Москвы овощами и фруктами. Потому что европейские поставщики быстро перестроились и начали работать непосредственно под заказы потребителей. Грузы хранились на европейских овощехранилищах и оперативно доставлялись в Москву, им не требовалось дополнительное хранение, они практически сразу поступали на торговые прилавки.
— До санкций почти 70% овощей в Москве были импортными, фрукты — до 90%, — рассказывают руководители предприятия. — После закрытия нашей базы многие ритейлеры перешли на такую схему работы. Допустим, торговой сети необходимо 10 тонн яблок. Отправлялся запрос в Польшу. Оттуда в течение двух-трех дней приходила фура, и яблоки сразу попадали на прилавки. Сейчас, после введения эмбарго, ситуация изменилась. Основными поставщиками стали южные республики, где совершенно не отлажена логистика по быстрой доставке товаров.
Эксперты Счетной палаты России весьма скептически оценивают перспективы импортозамещения продуктов, попавших под эмбарго. Об этом говорится в 606-страничном заключении ведомства «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.».
Юг России, конечно, может обеспечить и всю страну, и Москву овощами и фруктами. Но самая большая проблема — хранение урожая. В стране очень мало овощехранилищ, оборудованных современными климатическими установками. Тем более когда речь идет об огромных объемах. К примеру, у Москвы, по данным столичного правительства, годовая потребность — около 3 миллионов тонн овощей и фруктов. Почти 1 миллион тонн до октября 2013-го проходил через Покровскую плодоовощную базу.
— 120 000 квадратных метров овощехранилищ — это не просто голые стены, — говорит директор ЗАО «Новые Черемушки» Александр Разуваев. — За последние 10 лет мы вложили большие средства в модернизацию предприятия. Закупили и установили климатические установки, фасовочное и другое оборудование, произведенное в Голландии, Германии, Франции. И сейчас все это простаивает. Хотя именно сейчас надо закладывать на зимнее хранение овощи и фрукты.
Гендиректора можно понять. Фирмы-арендаторы с Покровской базы, поставлявшие уже расфасованные овощи и фрукты в торговые сети «Ашан», «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка» и другие, сегодня в большинстве своем уже не работают.
В феврале, по следам октябрьских событий, Чертановский суд Москвы вынес решение: «Запретить деятельность плодоовощной базы, принадлежащей ЗАО «Новые Черемушки». Основанием для столь сурового судебного решения стало представление Роспотребнадзора, который осенью прошлого года проверил практически все плодоовощные базы Москвы. Но закрылась только Покровская. Это притом что Роспотребнадзор на всех проверенных базах выявил десятки нарушений. А на Покровской — всего шесть. Например, такие: травля грызунов проводится только в цехах, а не по всей базе; в одном из цехов была обнаружена неутилизированная люминесцентная лампа; нет места для сбора мусора…
— Мы пытались объясниться с проверяющими Роспотребнадзора — вспоминает генеральный директор ЗАО «Новые Черемушки» Александр Разуваев. — По тому же пункту сбора мусора, например. Зачем спрашиваем, он нам нужен, если у нас есть договор аутсорсинга с фирмой, осуществляющей вывоз мусора? Ежедневно с базы вывозилось 10-12 фур с отходами, которые загружались непосредственно с хранилищ и других помещений базы… У нас чистота идеальная была. Дважды в день улицы мыли специальным антибактериальным раствором…
Несмотря на то что все выявленные нарушения были устранены, суд запретил эксплуатацию Покровской базы. А какое могло быть решение, если власти сразу после бирюлевских событий заявили, что плодоовощная база будет закрыта? Похоже, что именно под это громогласное обещание было возбуждено и уголовное дело. Только не в отношении тех, кто напал на Покровскую базу, а потом во время стычки с ОМОНом нанес травмы нескольким полицейским. В тюремную камеру отправили председателя правления ЗАО «Новые Черемушки» Магомеда Чурилова и руководителя ЧОПа, осуществлявшего охрану базы, Виктора Котелевского. Им инкриминируется организация незаконной миграции «в составе организованной группы» (п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ).
Напомню, что сразу после погрома были задержаны более тысячи мигрантов. В основном — на автостоянке. Но практически всех пришлось отпустить. Предъявить претензии удалось только троим — двум гражданам Узбекистана и гражданину Молдавии. Только у троих документы оказались не в порядке. При этом выяснилось, что ЗАО «Новые Черемушки» никого не принимало на работу — ни легально, ни нелегально, выступая всего лишь оператором, сдающим в аренду складские помещения. К слову, в самом ЗАО «Новые Черемушки» мигранты вообще не работали, все вакансии были заполнены исключительно гражданами России.
Тем не менее закрыть уголовное дело никто не решается, в дело собрали и подшили материалы — уже 30 томов. При этом Чурилов и Котелевский восемь месяцев провели в СИЗО, в июле им смягчили меру пресечения, отправив под домашний арест.
Побывав на Покровской плодоовощной базе, я еще раз убедился, что решение о ее закрытии родилось спонтанно, Городу для обеспечения жителей овощами и фруктами нужна эта база. И город на нее серьезно рассчитывал (а возможно, и продолжает рассчитывать!). Здесь хранился стратегический продовольственный запас города для социальных учреждений, а также для продовольственных интервенций на рынке в случае резкого повышения цен.
Незадолго до «бирюлевского погрома» была построена специальная развязка с Варшавского шоссе в районе пересечения с МКАД, и поток фур получил возможность заезжать на базу, минуя спальный район. Долгие годы подъезд к Покровской базе был очень серьезной проблемой. Чтобы избавить жителей Западного Бирюлева от круглосуточного потока большегрузов, были вложены деньги и построен съезд, а трасса, начинавшаяся на улице Подольских Курсантов продлена на полтора километра. А сегодня эта дорога пустынна. Получается, что несколько сот миллионов рублей выброшено на ветер, а Москва вот просто так, без всякой веской причины, лишена своего самого современного и крупного продольственного комплекса.
Кто «заказал» Покровскую базу?
О коммерческой составляющей «бирюлевского погрома».