Ростеховский актив из Курганской области пытается уйти от ответственности за сорванный в 2020 году гособоронзаказ «за счет пандемии коронавируса». Представители военного ведомства уже потребовали выплатить им несколько сотен миллионов рублей штрафных санкций за задержку, на что «Курганмашзавод» (КМЗ) предоставил заключение местной Торгово-промышленной палаты о форс-мажорной ситуации, связанной с ограничительными мерами из-за распространения инфекции. Правда, курганцы забыли уточнить, что получили статус системообразующего предприятия и продолжали работу на протяжении всего прошлого года без ограничений. Параллельно с военными контрактами КМЗ провалил и еще один многомиллиардный проект, неустойку по которому само же предприятие оценило в 800 млн рубелей. Однако на КМЗ рассчитывают, что претензий на этот счет к ним не будет. Между тем Минобороны РФ через суд уже взыскало крупный штраф с предприятия за просрочку поставки бронированной ремонтно-эксплуатационной машины «Беглянка». А эксперты указывают на незавидное финположение самого завода, которое в любой момент может усугубиться из-за данных гарантий и поручительств, суммы которых измеряются миллиардами рублей.
ПАО «Курганмашзавод» официально заявило о провале в исполнении гособоронзаказа 2020 года. Своим основным акционером в отчетности по РСБУ за 1 квартал 2021 года предприятие называет АО НПО «Высокоточные комплексы» (74,5% уставного капитала, ГК «Ростех»). Завод в настоящее время является единственным производителем БМП для российской армии.
Неисполнение ГОЗа может стать поводом для предъявления штрафных санкций со стороны Минобороны в общей сложности на 631 млн рублей.
«По состоянию на дату представления настоящей бухгалтерской (финансовой) отчетности от заказчика получена претензия», – говорится в материалах предприятия (есть в распоряжении издания). Машиностроители рассчитывают уйти от ответственности за срыв сроков поставки вооружения на основании «Заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)».
По данным источника «Правды УрФО» на заводе, речь идет о некоем заключении, выданном Торгово-промышленной палатой города Кургана, которая назвала введенный весной прошлого года губернатором Вадимом Шумковым режим повышенной готовности «обстоятельствами непреодолимой силы».
Ограничения из-за пандемии коронавируса, напомним, были введены в марте 2020 года и не сняты по настоящее время. В соответствии с Указом президента РФ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ», все юрлица страны должны были приостановить работу с 4 по 30 апреля, но на «Курганмашзавод» ограничения не распространялись, так как он был включен в перечень системообразующих предприятий России.
Между тем представители Минобороны РФ в настоящее время ведут активную работу по взысканию неустоек со своих контрагентов. В конце мая в силу вступило решение суда в рамках иска военных к «Курганмашзаводу», который в 2017 и 2018 годах не смог своевременно передать заказчику бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-Л «Беглянка».
Актив «Ростеха» получил заказ стоимостью около 2,3 млрд рублей, и часть машин отгрузили в войсковые части лишь в 2019 году. В ряде случаев просрочка достигла 279 дней, военное ведомство требовало выплаты 859 млн рублей, рассчитав неустойку из общей стоимости работ. Суды двух инстанций сократили размер выплат до 62 млн рублей, так как часть машин все же была изготовлена в срок.
Примечательно, что прокуратура Курганской области запрашивала у КМЗ информацию по поводу исполнения ГОЗа в 2020 году, но машиностроители не удовлетворили интерес надзора, а актив «Ростеха» привлекли к административной ответственности за игнорирование законных требований.
Еще одним серьезным финансовым ударом для оборонного предприятия может стать неустойка в рамках крупного прошлогоднего заказа. Размер потенциально возможных санкций на КМЗ оценили в 819 млн рублей. Речь идет о невыполненных обязательствах в рамках проекта К8/14-90S. Что именно компания должна была поставить своим партнерам, оперативно уточнить не удалось.
По мнению эксперта в сфере машиностроения, взыскание настолько солидных штрафов с оборонного предприятия может стать для него катастрофичным.
«Общество по итогам 2020 года так и не смогло вывести в плюс показатель чистых активов. Да, ситуация стала значительно лучше, но стабильной ее не назовешь. Сейчас речь идет о минус 10 млрд рублей, в 2017-2018 годах показатель был в разы выше. Именно тогда «Курганмашзавод» перешел от «Тракторных заводов» к «Ростеху». Опять же, если вспомнить времена работы КМЗ в холдинге, существовала практика выдачи многомиллионных поручительств и залогов за предприятия, которые в настоящее время никакого отношения к курганскому предприятию не имеют. Это еще может аукнуться заводу», – подчеркнул собеседник «Правды УрФО».
Отметим, по данным отчетности предприятия за 2020 год, объем поручительств и залогов по своим долгам и обязательствам третьих лиц превышал 105 млрд рублей.
В настоящее время КМЗ пытается реализовать план по урегулированию взаимной задолженности между гражданским и военным дивизионами «Концерна «Тракторные заводы». При этом компания так и не смогла полностью решить вопрос с собственной просроченной кредиторской задолженностью, которая в начале года превышала 940 млн рублей.
По итогам первого квартала 2021 года «Курганмашзавод» почти на 1,3 млрд рублей (до 4,68 млрд рублей) сократил объем выручки в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. При этом себестоимость продаж оказалась на 68 млн рублей дороже вырученных от продажи продукции средств. Чистый убыток по РСБУ превысил 130 млн рублей. С начала текущего года размер долгосрочных долговых обязательств КМЗ вырос почти на 700 млн рублей, достигнув 17,77 млрд. Размер краткосрочных обязательств приближается к 45 млрд рублей.
«Курганмашзавод» винит коронавирус в срыве гособоронзаказа
Оборонзаказ провален. Предприятие может стать ответчиком по искам на 100 миллиардов.