Очередное дело российских олигархов все-таки будет слушаться в Лондоне.
В Англии существует практика давать прогнозы на исход судебных дел. Обычно, иски подаются в том случае, если шанс выиграть дело оценивается в 60-70%. После вынесения первого решения по юрисдикции в пользу истца шанс на положительное решение по существу составляет уже не менее 80%. И именно так обстоит дело в споре Александра Тугушева и Виталия Орлова за долю в «Норебо», за которым с интересом наблюдают зарубежные и европейские СМИ.
Напомним, что Александр Тугушев обратился в английский суд летом 2018 года. В своем заявлении Тугушев указал, что был неправомерно лишен доли в рыбопромышленном холдинге «Норебо». Истец настаивает, что ответчики по иску – владелец холдинга Орлов, сооснователь компании, шведский подданный Магнус Рот и их партнер Андрей Петрик – вступили против него в сговор. Тугушев требует восстановления своих прав.
В конце июля 2018 года английский суд по заявлению Тугушева вынес постановление о заморозке активов Виталия Орлова на эту сумму и признал подсудность спора своей юрисдикцией. Сторона Орлова попыталась обжаловать эти решения. Решение по юрисдикции от 27 марта 2019 года разбило надежды ответчика – господина Орлова – на то, что английский суд откажется слушать спор между россиянами. Ведь шансы для господина Орлова добиться отмены в апелляции состоявшегося решения по юрисдикции статистически равны нулю.
Дело семейное
Виталий Орлов в английском суде утверждал, примерно следующее: что скромно проживает в городе Мурманске, в Англии бывает редко и только для деловых встреч. Орлов также уверял, что посещал Великобританию исключительно с бизнес-целями, а его роскошная квартира по своей сути является отелем.
По тексту судебного акта (с которым мы ознакомились) видно, что судья Карр с большим скепсисом отнеслась к заявлениям Орлова. Миллиардеру припомнили и то, что дети от его первого брака постоянно живут в Британии, и то, что у его сегодняшней гражданской супруги оказался пожизненный вид на жительство в этой же стране, и наличие у него самого двух квартир в Англии, включая квартиру в элитном районе Лондона площадью более 700 квадратных метров и стоимостью в 13 миллионов фунтов стерлингов. Кроме того, сторона Тугушева документально доказала, что в дни посещения страны Виталий Орлов не ездит в свой офис, а проводит время с семьей. Суд не поверил, что у бизнесмена не было личной заинтересованности в таких визитах – ведь они приходились в основном на выходные дни. Еще более показательно то, что судья указала на то, что поведение гражданской женой Орлова, можно расценить, как нарушение правил ее пребывания в Великобритании, и подробно описала, что, исходя из статуса Орлова и его сожительницы, их финансового состояния и наличия юристов, они не могли не знать, что вид на жительство предполагает именно проживание в Великобритании, а не периодическое посещение страны. Таким образом, получается, что английский суд уже уличил господина Орлова в лукавстве. Опрошенные нами эксперты в английском праве не исключают возможности возбуждения и отдельного уголовного производства по информации о предоставлении Орловым и его сожительницей заведомо ложной информации суду и британским властям.
Эти же эксперты утверждают, что шансов обжаловать решение по юрисдикции у господина Орлова нет – судебные акты подобного рода в Англии практически никогда не отменяются. Этот факт Высокий суд правосудия подтвердил еще раз 17 апреля 2019 года, когда опять отказал Орлову – уже в разрешении на право на апелляцию.
Теперь Орлову придётся столкнуться с обвинениями в неуважении к суду в связи с неполным раскрытием активов, и, как следствие, с возможным проигрышем по существу иска уже на этой стадии, без дальнейшего судебного разбирательства. Учитывая, что эти оба вопроса будет рассматривать та же судья Карр, которая по вопросу юрисдикции уже имела возможность ознакомиться с методами Виталия Орлова, правовые риски для последнего растут с каждым днем.
Пикантная ситуация
На последующих заседаниях суду предстоит рассмотреть еще более серьёзные обвинения в адрес Виталия Орлова. Юристы Тугушева утверждают, что Орлов намеренно скрыл от суда часть своих активов. Для английского процесса это очень серьезное обвинение, так как оно означает неуважение к суду со стороны ответчика, и за это в Англии предусмотрен тюремный срок. Если суд придет к выводу о намеренной лжи со стороны господина Орлова, решения по основному иску он будет ждать, вероятнее всего, уже в английской тюрьме.
Основное решение, которое будет вынесено по иску Александра Тугушева, может стоить Виталию Орлову уже не личной свободы, а всего бизнеса. Также в ходе слушаний стало известно, что Виталий Орлов выкупил долю в Норебо у другого акционера, Магнуса Рота, за счет собственных средств компании, а значит можно предположить, что исковые требования Александра Тугушева могут вырасти на эту сумму (то есть, ни много ни мало, с 330 миллионов до полумиллиарда долларов США). Поэтому где-то на горизонте виднеется и личное банкротство номера 124 в российском списке Forbes 2018.
Что будет с «Норебо»?
Связи Орлова с властями и местными судами могут препятствовать исполнению решения английского суда на территории России. Также понятно, что российский суд может посчитать, что споры о российском бизнесе должны слушаться только в России. Хотя в случае, например, с компаниями казахстанского олигарха Мухтара Аблязова иностранные судебные решения в отношении акций и долей в российских компаниях были фактически приведены в исполнение на территории Российской Федерации.
Впрочем, Александр Тугушев вряд ли будет самостоятельно приводить в исполнение будущее решение на Родине: ему достаточно уступить свое право требования любой заинтересованной стороне. Кроме того, бизнес «Норебо» не ограничен только Россией, а любое европейское государство будет исполнять решение английского суда как свое собственное.
И Виталий Орлов забывает, что на самом деле требование Александра Тугушева – денежное, поэтому и не признать английское решение у российского суда не будет никаких легитимных причин. А это значит, что в скором будущем стоит ждать громкого судебного спора в России – о признании и приведении в исполнение решения английского суда о доле Александра Тугушева в бизнесе «Норебо» и взыскании астрономических сумм с Виталия Орлова.
Лондон тянет Виталия Орлова с нечеловеческой силой
Высокий суд правосудия Англии и Уэльса 27 марта 2019 года решил, что спор Александра Тугушева и Виталия Орлова за долю в бизнесе рыбопромышленной группы «Норебо» в полной мере относится к английской юрисдикции.