Экс-вице-губернатор Мурманской области Игорь Бабенко проведет 3,5 года в колонии общего режима — так решил накануне суд, вынеся решение по одному из самых громких дел в регионе за последние годы.
Процесс «Новая» подробно освещала, четверо подсудимых — чиновники и сотрудники учреждения, отвечавшего за материальное обеспечение работы областного правительства — обвинялись в налаживании схемы по взысканию с бизнеса своего рода оброка, который обналичивался и расходовался на увеселения местных элит.
Схема, детали которой известны, конечно, коррупционная, но вменили подсудимым превышение должностных полномочий. И главное, вопреки их многократным ходатайствам и подробным показаниям, так и не допросили бывшего губернатора Марину Ковтун, которая, судя по материалам дела, была основным, так сказать, «благополучателем». Скромно обойдено вниманием и руководство крупнейших бизнес-структур региона, которые, опять же судя по материалам дела, переводили на специальный внебюджетный счет значительные транши. В списке крупнейших жертвователей, которым регулярно приходили письма за подписью первых лиц региона с просьбой о «благотворительной помощи», «Еврохим», «Северсталь», «Роснефть», «Норникель», «Русал»… Но в обвинительном заключении осталась лишь обналичка этих средств через сотню фиктивных договоров. И объем левого кэша, который, судя по материалам дела, мог исчисляться десятками миллионов, съежился до 8 миллионов рублей.
Не допрошены чиновники федерального уровня, которым вручались купленные на левые деньги подарки стоимостью не до 3 тысяч рублей, как разрешает закон, а до 60 тысяч. Между тем крайне любопытно, был ли уплачен налог с подношений вроде варежек из меха росомахи для господина Рогозина.
Все вопросы в данном случае — к гособвинению. Вызвать на допрос новых фигурантов без ходатайства прокурора суд не вправе. А тот не ходатайствовал.
Следствие аккуратно обошло острые углы, ухитрившись «не заметить» очевидного. Зато сделало открытие в юриспруденции. В частности, мотивом, заставлявшим рядовых чиновников двигать многомиллионную коррупционную схему, названа корысть. Выражавшаяся — цитата — «в желании стабильно получать заработную плату». Этот курьезный вывод позволил гособвинителю требовать посадки инвалида 2 группы Игоря Бабенко на 8 лет — с отягчающими обстоятельствами. Судья, впрочем, посчитала, что стремление к стабильному законному доходу отягчающим обстоятельством быть не может, а никаких процентов с собираемой дани подсудимые не получали.
Приговор, который выглядит намного убедительнее обвинительного заключения, можно назвать аккуратным и даже гуманным. Трое подчиненных Бабенко — Георгий Благодельский, Сергей Келлер и Эдуард Никрашевский — получили условные сроки. От 2 до 2,5 года. Бабенко, год мотавшийся по этапам и получивший на них инвалидность, через несколько месяцев получит право на УДО. Все они, кроме Келлера, признали вину и были готовы к обвинительным приговорам. Правда, для Бабенко даже краткий срок заключения может быть смертельным: у него два фатальных диагноза. И пассаж о том, что он, как и все заключенные, сможет получать квалифицированную медпомощь в колонии, в приговоре звучит слишком глумливо.
Впрочем, в решении суда есть один пункт, который дает возможность вернуться к делу. А именно ремарка о том, что инициатором писем к бизнесу с просьбой подкинуть деньжат «на благотворительные нужды» Бабенко (по статусу и тяжести обвинений — главный фигурант) не являлся. Этот прозрачный намек на единственного в области чиновника, уполномоченного отдавать распоряжения вице-губернатору, оставляет возможность настаивать на расследовании второго дела — по вновь открывшимся и зафиксированным в судебном акте обстоятельствам. Больше того, в приговоре отражено, что именно Ковтун и члены ее семьи наслаждались благами, приобретенными за левые, обналиченные через фиктивные договоры деньги. Это дорогая рыбацкая экипировка, предметы интерьера, дорогой алкоголь и даже продукты. Отражено и то, что приезжих чиновников принимали на широкую ногу — так, как не позволяют утвержденные нормы расходов.
«Основной объем денежных средств тратился на организацию увеселительных мероприятий для губернатора Мурманской области», — монотонно читает судья. Есть в приговоре чудные моменты, например, когда обнаружилось, что рыбные наборы для гостей выглядят бедновато и поступило распоряжение сделать их максимально дороже. Или как за левые деньги нанимали ведущего на корпоратив по случаю дня рождения Ковтун…
Но пока всем — и коммерсантам, и чиновникам, и следствию — кажется, удобно подвести черту под этой историей, забыв о ней, как и о бывшем вице-губернаторе.
Игоря Бабенко оторвали от корпоративов
Экс-вице-губернатор Мурманской области Игорь Бабенко проведет 3,5 года в колонии общего режима — так решил накануне суд, вынеся решение по одному из самых громких дел в регионе за последние годы.