Российский миллиардер Михаил Фридман F 7 удивлен тем, что в Испании начато расследование покупки его инвесткомпанией LetterOne местной сети супермаркетов Dia, и считает себя главным пострадавшим от падения котировок ретейлера. «Я самая большая жертва краха акции Dia, мы вложили в компанию €1,6 млрд», — заявил Фридман в интервью испанской газете El Pais.
Фридман рассказал, что во время сделки LetterOne была уверена, что поскольку акции Dia торгуются на бирже, то ее прозрачность и качество информации будут на самом высоком уровне. Но позднее LetterOne обнаружила, что финансовая отчетность Dia не была достоверной, сказал Фридман. «Испанские акционеры потеряли свои деньги. Но кто несет за это ответственность? Почему они смотрят на нас, когда мы пытались спасти компанию, а не на тех, кто потерял мужество? Я не понимаю. Мы потеряли больше, чем кто-либо», — подчеркнул миллиардер. Он отметил, что обвинения в его адрес в связи с проблемами Dia схожи с теми, что ему предъявили по делу о банкротстве IT-компании Zed. В обоих случаях обвинения, подчеркнул Фридман, бездоказательны.
Фридман рассказал, что LetterOne перед сделкой анализировала деятельность сети Dia и поняла, что продажи ретейлера на каждый квадратный метр на 30% ниже, чем у другого крупного испанского ретейлера Mercadona. По его словам, сеть Dia очень похожа на российские магазины X5 Retail Group (объединяет сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), поэтому он был уверен, что у нее большое будущее. Кроме того, сеть Dia присутствует и в других странах, например, в Бразилии, что было также привлекательно для LetterOne.
«Это отличная платформа, она во многом похожа на Россию», — сказал Фридман. Но признал, что не мог себе и представить проблемы, которые появились в компании чуть более года назад. «Следовало быть более осторожными, надо было лучше все проанализировать, — отметил он в интервью. — Это была наша ошибка, за которую мы расплачиваемся. Мы мало тратили времени на то, чтобы понять, что происходит. И в результате потеряли много денег».
Фридман отметил, что было необходимо установить контроль LetterOne над Dia, оказавшейся в глубоком кризисе, чтобы попытаться сохранить компанию «на благо акционеров, работников, кредиторов и всего общества». «Мы вложили еще €700 млн в компанию, которая находилась в состоянии технического банкротства», — напоминает он.
Миллиардер уверен, что ему удастся вернуть вложенные средства. «Нам просто нужно найти подходящую бизнес-модель, здесь, в Испании, в Бразилии...» — сказал он. Восстановить и приумножить стоимость компании — вполне реальная задача, добавил он. И «настоятельно» порекомендовал миноритарным акционерам увеличивать долю в ее капитале, пока компания недооценена. «Я уверен в способностях нашей команды. Это нелегкий, конкурентный рынок, который, как мы обнаружили, еще и не очень дружелюбен. Но мы в состоянии показать, что наша профессиональная команда сможет возродить компанию, перестроить бренд Dia и вернуть покупателей в магазины», — отметил миллиардер.
Сам он не заинтересован в увеличении участия в Dia, назвав 70% разумной долей. Фридман отметил, что был готов выйти из Dia, если бы ему не удалось договориться с испанскими банками. «В конечном итоге мы довольны достигнутым соглашением», — заключил он.
Испанская сеть супермаркетов Dia, созданная в 1966 году, управляет 7429 магазинами в Испании, Португалии, Бразилии, Аргентине и Китае. В 2017 году LetterOne стала акционером компании, купив 3% акций. Впоследствии LetterOne увеличила свою долю и к маю 2019 года получила контроль над почти 70% капитала продуктового ретейлера.
Михаил Фридман посыпает себе голову пеплом из-за покупки испанских супермаркетов
Российский миллиардер Михаил Фридман назвал себя главной жертвой падения стоимости испанского ретейлера Dia. По его словам, российские акционеры сети магазинов допустили ошибки при подготовке к сделке и теперь расплачиваются за них большими деньгами