Четвертая линия завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ», которая была запущена только в мае 2021 года, «работает плохо». Об этом заявил совладелец и предправления НОВАТЭКа (контролирует 50,1% завода) Леонид Михельсон на брифинге в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).
Эта единственная линия завода, построенная по российской технологии «Арктический каскад», позволила увеличить проектную мощность на 0,95 млн т, до 20 млн т в год. Но «дело не в самой технологии», а в оборудовании, которое было впервые полностью произведено в России. «Надо признать, что нашим заводам-производителям еще учиться и учиться делать хорошую продукцию. У нас претензии ко всем поставщикам оборудования!» — подчеркнул бизнесмен. По его словам, к производителям будут в том числе «финансовые претензии».
Среди крупных поставщиков оборудования для «Ямал СПГ» Михельсон назвал «Росатом» («ЗиО-Подольск», который входит в машиностроительный дивизион госкорпорации «Атомэнергомаш», изготовил первый импортозамещающий теплообменный аппарат для СПГ-завода), «Казанькомпрессормаш» (поставил комплектную компрессорную установку отпарного газа) и «Криогенмаш» (криогенный теплообменник).
Глава «Атомэнергомаша» Андрей Никипелов сказал РБК, что ему не известно о претензиях НОВАТЭКа. РБК направил запросы в «Казанькомпрессормаш» и «Криогенмаш».
Насосы от «Росатома»
«На заводе «Росатома» «ОКБМ Африкантов» (входит в «Атомэнергомаш») неплохо отработали (прошли испытания. — РБК) криогенные электронасосы для перекачивания сжиженного природного газа. Проделана громадная подготовительная работа. Если их быстро сертифицируют, будем использовать», — сказал Михельсон.
Один такой насос для перекачивания СПГ был испытан на специально доработанном азотном стенде Научно-исследовательского института электрофизической аппаратуры имени Ефремова, затем прошел опытно-промышленные испытания на площадке «Ямал СПГ» в штатных условиях, сообщала пресс-служба «Атомэнергомаша» в декабре 2020 года. «После успешной отработки в течение более 700 часов (количество пусков 68) насос был принят заказчиком и продолжает эксплуатироваться на объекте», — уточняли там.
«Мы заказали 15 СПГ-танкеров для «Арктик СПГ-2» на «Звезде». Я не слышал о том, дали ли они («Росатом». — РБК) предложения по этим погружным насосам. Если мне не изменяет память, на каждый танкер идет по восемь насосов, то есть они могут поставить 120 насосов, которые в принципе хорошо получились», — добавил бизнесмен.
Из-за проблем с оборудованием на четвертой линии СПГ-завода бывают периодически остановки работы, но все «меньше и меньше», добавил глава НОВАТЭКа. Он считает, что это оборудование нужно «доводить до ума».
«Арктический каскад» — первая технология сжижения природного газа, запатентованная НОВАТЭКом. В июне Михельсон признавал, что при ее отладке в ближайшие два месяца будут «какие-то остановки для доработки». «Надо годочек на ней поработать. Посмотреть, как можно ее улучшить, снять максимально риски», — добавил тогда бизнесмен.
Первые три очереди «Ямал СПГ» по 5,5 млн т каждая были запущены с опережением графика в 2017–2018 годах. А запуск четвертой линии, изначально запланированный на конец 2019-го, несколько раз откладывался, вплоть до мая 2021 года. Официально причины задержки не назывались: «Коммерсантъ» сообщал со ссылкой на источники, что компания решила заменить трубопроводы технологического газа более устойчивыми к низким температурам из легированных сплавов с низким порогом хладноломкости.
Михельсон не оценил импортозамещение
Четвертая линия завода «Ямал СПГ», которая увеличила производство до 20 млн т в год, «работает плохо» из-за оборудования, полностью сделанного в России, заявил бизнесмен.