Замоскворецкий районный суд 10 мая поручил обратить взыскание на акции гостиничной компании Azimut Hotels, принадлежащей миллиардеру Александру Клячину. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с материалами этого дела. По их словам, данное решение принято в рамках иска заместителя генпрокурора России Игоря Ткачева к нефтяной компании «Русь-ойл». Соответчиками по этому делу, согласно информации на сайте Мосгорсуда, выступают Клячин и бизнесмен Алексей Хотин. Пресс-служба суда сообщала, что с последнего решено взыскать 192,1 млрд руб. Генпрокуратура смогла доказать уклонение от уплаты НДПИ и НДС структурами, входящими в «Русь-ойл», говорилось в сообщении. Акции самой нефтяной компании обращены в пользу государства.
Клячин в сообщении суда не упоминается. Но, по словам источников «Ведомостей», указанная сумма взыскана с обоих бизнесменов, поскольку в рамках этого дела суд мог признать бенефициаром «Русь-ойла» не только Хотина, но и Клячина – со всеми вытекающими последствиями.
В Замоскворецком суде дополнительные комментарии не предоставили. Запрос в Генпрокуратуру остался без ответа.
Как следует из документов, с которыми ознакомились «Ведомости», Замоскворецкий районный суд еще в апреле наложил обеспечительные меры на доли ООО «Азимут хотелс кампани», ООО «Азимут групп» и еще нескольких юрлиц, связанных с одноименной сетью. В материалах также сказано, что арестованы и другие компании Клячина, например УК «Охотный Ряд» (гостиница «Метрополь») и ООО «Вестимо», которому принадлежат фирмы, владеющие проектами девелоперской компании KR Properties на Кузнецком Мосту, в Столярном переулке, на Ленинградском проспекте и проч. Обращено ли взыскание на эти активы, выяснить не удалось.
Представитель Клячина заявил «Ведомостям», что бизнесмен никогда не являлся и не является бенефициаром компаний группы «Русь-ойл». Структура ее владения действительно крайне запутанная. В разное время в нее входило 75 юридических лиц, в том числе АО «Нефтяная компания «Дулисьма», «Каюм нефть», «Негуснефть» и «Иреляхнефть», писала газета «Коммерсантъ». Хотин считался также совладельцем нефтяной компании Exillon Energy, которая осуществляла добычу в Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Коми. При этом считалось, что она непосредственно в «Русь-ойл» не входит. В 2013 г. 27% в Exillon Energy выкупила Sinclare Holdings Limited, которую связывали с Клячиным. Его сотрудники факт сделки тогда подтверждали, поясняя, что «это портфельные инвестиции в собственных интересах предпринимателя».
Сейчас ни Клячина, ни подконтрольных ему структур в составе акционеров Exillon Energy, которую, судя по всему, прокуратура считает холдинговой структурой «Русь-ойла», нет, говорит представитель бизнесмена. Он добавляет, что Генпрокуратура «нигде не упомянула о существовании каких-либо действий Клячина по управлению «Русь-ойлом» и не привела доводов о причастности его к принятию решений, которые привели к ущербу». В этой связи он считает привлечение бизнесмена в качестве соответчика «очевидной ошибкой», которая может быть исправлена при пересмотре решения суда в апелляционной инстанции. В противном случае «это означало бы произвольное изъятие собственности без каких-либо фактических и правовых оснований», заключил он. О какой собственности идет речь, он не уточнил. На прямой вопрос, действительно ли взыскали с Клячина сеть Azimut, представитель бизнесмена не ответил. Адвокат Хотина от комментариев отказался.
Что еще принадлежит Клячину
Девелоперская компания KR Properties в основном управляет офисами, в том числе владеет деловыми кварталами «Красная Роза» и «Даниловская мануфактура» в Москве. Она также строит клубные дома Kuznetsky Most 12 by Lalique и «Мюр & Мерилиз» в Столярном переулке.
Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин подтверждает, что если суд удовлетворил требования Генпрокуратуры, то на арестованные активы может быть обращено взыскание. Затем такое имущество будет реализовано на торгах, а вырученные средства пойдут на погашение задолженности, добавляет управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров. Клеточкин уточняет, что оспорить обращение взыскания на активы практически невозможно, но можно попытаться оспорить денежное требование прокуратуры.
В какую сумму были оценены возможно взысканные с Клячина активы и хватит ли их для полного погашения долга, узнать не удалось. Его личное состояние журнал Forbes по итогам 2022 г. оценивал в $1,2 млрд (как правило, такие оценки указывают не столько на наличие определенной суммы на счетах, сколько на стоимость принадлежащих активов. – «Ведомости»). А Gleden Invest, управляющая всеми активами бизнесмена, по подсчетам издания, заняла 4-е место в рейтинге крупнейших рантье России с годовым арендным доходом $430 млн. Принадлежащая Клячину сеть Azimut Hotels сейчас управляет более чем 60 отелями и санаториями более чем в 40 городах. Их общий номерной фонд составляет около 10 000 комнат.
Оценить бизнес сети опрошенные «Ведомостями» консультанты затруднились. Если говорить о стоимости имущества, то сейчас, с учетом последних сделок по продаже отелей, она составляет примерно $100 000 за номер (или $1 млрд за все), говорит основатель Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич. Но, по его словам, необходимо учитывать, что часть номеров у компании находится не в собственности, а под управлением.
Хотин был задержан 19 апреля 2019 г. В настоящий момент он находится под домашним арестом. Замоскворецкий суд рассматривает уголовное дело об особо крупной растрате с 2021 г. в отношении бизнесмена, председателя правления «Югры» Дмитрия Шиляева и президента банка Алексея Нефедова, а также директора филиала в Москве Нины Черновой. Согласно обвинительному заключению прокуратуры, они похитили средства банка в размере 23,6 млрд руб., выдав заведомо невозвратные кредиты подконтрольным Хотину компаниям – ООО «Капстрой», ООО «Восток» и ООО «Мултановское». У бизнесмена есть и активы на рынке коммерческой недвижимости. Он считается совладельцем компании «Комплексные инвестиции», в портфеле которой отель Four Seasons (180 номеров), ТРЦ «Филион» и проч.
Миллиардера Клячина выселяют из Azimut Hotels
Московский суд по иску Генпрокуратуры обратил взыскание на акции оператора по делу нефтяной компании «Русь-ойл».