Министр связи РФ Николай Никифоров предложил наложить отраслевые санкции на Францию и французские компании в ответ на отказ передать военно-морскому флоту России уже построенный вертолетоносец класса «Мистраль». Никифоров предложил вице-премьеру Дмитрию Рогозину «директивно указать» госпредприятию «Космическая связь» (ГПКС), национальному оператору спутникового вещания, на необходимость разорвать отношения с Eutelsat — крупнейшим в мире оператором спутниковой связи со штаб-квартирой в Париже. Также Никифоров хочет запретить ГПКС покупку спутника «Экспресс-АМУ2» у EADS Astrium, у которой также штаб-квартира в Париже.
«В связи с заявлением официальных лиц Франции о возможном отказе в выполнении контракта по проекту строительства вертолетоносцев типа «Мистраль» в рамках санкций со стороны Евросоюза, считаю целесообразным рассмотреть возможность в части ответных шагов РФ следующие меры, — говорится в письме Никифорова на имя вице-премьера Дмитрия Рогозина (копия есть в «Известиях»). — Директивная или в рамках повторного рассмотрения в ФАС отмена отмена результатов конкурса ГПКС на проектирование и производство космического аппарата «Экспресс-АМУ2» (по результатам этого конкурса в 2014 году победа присуждена EADS Astrium. — «Известия»), директивное указание ГПКС на приостановку договоров аренды спутниковой емкости французским оператором Eutelsat S.A. на новых российских космических аппаратах «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», успешно запущенных в марте 2014 года».
Аналогичным образом глава Минкомсвязи предлагает поступить и с договорами по аренде Eutelsat-емкости на российских спутниках «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМУ1» и «Экспресс-АМ22».
Общая сумма контрактов аренды, заключенных Eutelsat, составляет €658,9 млн, подсчитали в Минкомсвязи. Отказ от закупки космического аппарата «Экспресс-АМУ2» лишит EADS Astrium заказа на 4,8 млрд рублей.
В пресс-службе Минкомсвязи предпочли не комментировать инициативу Никифорова.
В ГПКС отметили, что информация по данной теме не носит публичного характера, и с руководством ГПКС не обсуждалась.
— Полагаем, что это эмоциональная реакция на вызовы, с которыми в последнее время сталкивается наша страна, — заявила заместитель гендиректора ГПКС по развитию бизнеса Ксения Дроздова. — Что касается сути вопроса о возможном директивном разрыве отношений с любым из наших партнеров, то это невозможно без последующих судебных разбирательств, если стороны контракта исправно исполняют все взятые на себя обязательства. Кроме того, налицо явное противоречие январскому указанию президента России Владимира Путина о бережном отношении к контактам с зарубежными партнерами, даже если они связаны с какими-то политическими ограничениями. ГПКС работает с клиентами в 51 стране и давно является существенным оператором международного рынка. Любые неосторожные действия могут иметь необратимый характер утраты доверия.
В московском представительстве EADS Astrium ситуацию не прокомментировали. В Eutelsat на запрос «Известий» оперативно не ответили.
Высокопоставленный собеседник в Роскосмосе отметил, что инициатива Никифорова обсуждалась на военно-промышленной комиссии, где всем заинтересованным сторонам было предложено высказать точку зрения.
— Высказались в основном против, — говорит собеседник в Роскосмосе. — Говорили о масштабных штрафах, речь ведь идет о разрыве многолетних контрактов со стратегическим партнером. Против выступил и нынешний руководитель Роскосмоса Игорь Комаров — он указал, что и Eutelsat в таком случае тоже может ввести против нас санкции, в результате которых миллионы российских абонентов останутся без телевизионного вещания.
В письме Комарова на имя Рогозина (есть в «Известиях») действительно инициатива Никифорова критикуется.
«Компания-оператор Eutelsat является коммерческой, а не государственной организацией, поэтому одностороннее расторжение российскими компаниями контрактов с ней не приведет к существенному воздействию на политику государств Евросоюза, — пишет Комаров. — Расторжение контрактов приведет к недополучению ГПКС планируемой выручки, а также штрафным санкциям. Учитывая, что в настоящее время пакеты телевизионных программ «НТВ+» и «Триколор» транслируются на европейскую территорию РФ в том числе через спутники Eutelsat, возникает угроза ответных действий со стороны этой компании — прекращения телевизионного вещания для значительного количества российских абонентов».
Возможные финансовые потери ГПКС от расторжения контрактов Комаров оценил в €750 млн в виде недополученной прибыли без учета штрафных санкций.
«Кроме того, учитывая, что сегодня на отечественных спутниках связи применяется в основном бортовое ретрансляционное оборудование зарубежного производства компаний EADS Astrium, Thales Alenia Space и некоторых других, реализация предложенных санкций может негативно повлиять на кооперационные связи предприятий Объединенной ракетно-космической корпорации с европейскими производителями, а также привести к срыву заданий гособоронзаказа в части создания космических комплексов связи, ретрансляции и навигации», — предупреждает Комаров.
Получить комментарий Дмитрия Рогозина не удалось.
Источник в военно-промышленной комиссии отметил, что на сегодняшний день вероятность того, что инициативу Никифорова поддержат, крайне мала. Собеседник напомнил, что на прошлой неделе Владимир Путин охарактеризовал Францию как привилегированного партнера России в Евросоюзе.
Минкомсвязи предложило разорвать контракты с французскими компаниями
Министр связи Николай Никифоров предложил правительству пакет санкций в ответ на невыполнение контракта по «Мистралям».